21.01.2004  Замминистра образования: в России 40 тысяч инновационных малых предприятий

   20 января прошло заседание коллегии Министерства образования РФ на тему: "О развитии инновационной деятельности и малого предпринимательства в системе профобразования. О состоянии и перспективах развития среднего технического образования и его роли в обеспечении экономики квалифицированными кадрами".
   Заседание провел министр образования РФ Владимир Филлипов. Он начал мероприятие с того, что сообщил об уменьшении числа школьников, желающих поступать в ВУЗы. Кроме того, по его мнению, важной проблемой является то, что до сих пор нет экономических стимулов для развития инновационного малого бизнеса.
   Основным докладчиком первой части заседания стал заместитель министра образования РФ Михаил Стриханов. По его словам, созданию инновационной системы образования придается огромное значение, инновационная инфраструктура "является своеобразным мостом между результатами научных исследований и рынком, между государством и бизнесом", без такой системы невозможно будет осуществлять передачу результатов научно-исследовательских работ из государственного сектора в реальный сектор экономики. Важным, по его словам, является создание условий для эффективного взаимодействия государственного и частного секторов, направленного на создание инновационной сферы экономики. Кроме того, необходимо развивать менеджмент инноваций.
   М. Стриханов считает, что инновационная система образования является одной из важнейших подсистем национальной системы образования, задачи этой системы не могут осуществляться без создания благоприятной правовой среды, а тормозом инновационного бизнеса является закрепление прав на интеллектуальную собственность за государством. По его мнению, государство должно иметь права только на труды и разработки, связанные с оборонной деятельностью и безопасностью страны, в остальных случаях права на использование должны передаваться организаторам и исполнителям работ, либо третьим лицам, способным наиболее эффективно их реализовать.
   Доля России в мировом экспорте высокотехнологичной продукции – 0,3% (240 млн $), тогда как доля Сингапура, Кореи и Тайваня составляет 4,8%, а доля США – около 40%, сообщил М. Стриханов.
   В настоящее время, по его словам, в системе образования создана развитая инновационная структура, в образовательных учреждениях России действуют свыше 2000 структур, включая малые инновационные сервисные предприятия, обеспечивающие инновационную деятельность. Это позволило создать более 20 тысяч рабочих мест. Среди них 76 университетских технопарков, 16 центров по подготовке кадров для инновационного производства. "На 1 рубль, выделяемый из бюджета на разработку научно-исследовательских работ приходится 2,5 рубля результатов научной деятельности», - заявил докладчик. Число инновационных малых предприятий по России, по его словам, составляет 40 тысяч.
   Также на заседании коллегии Минобразования РФ выступил Иван Бортник, генеральный директор Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Он заявил, что Министерству образования РФ необходимо "что-то сделать для изменения климата по отношению к малому предпринимательству в России". Малое инновационное предпринимательство и любое малое предпринимательство вообще практически не растет, считает он. Поэтому ментальность по отношению к малому предпринимательству необходимо формировать так, чтобы каждый желающий мог прийти и получить необходимый набор документов для организации своего бизнеса. "Малое предпринимательство – равноправная по отношению к большому бизнесу сфера деятельности", - сказал И. Бортник.
   Он считает, что права на интеллектуальную собственность и вообще на результаты технической деятельности должны принадлежать организаторам и создателям. "Государству не нужны эти права, ему нужен эффект от этой собственности", - считает генеральный директор Фонда содействия развитию малых форм предприятий.