26.01.2004 Санкт-Петербург: в центре города нашли землю для инвесторов В самом центре Северной столицы по соседству с Невским проспектом будут пущены под новую застройку 272 га земли. Власти Петербурга решили предоставить девелоперам территорию грузового комплекса Октябрьской железной дороги. В конце прошлой недели губернатор Петербурга Валентина Матвиенко провела совещание, на котором было решено освободить часть территории, занятой грузовым комплексом Октябрьской железной дороги "Московская-Товарная". По словам чиновника горадминистрации, не пожелавшего назвать свое имя в печати, планируется освободить около 270 га земли, часть которой может быть продана или передана в аренду инвесторам. Зона "Московская-Товарная" включает территорию, ограниченную Лиговским и Староневским проспектами, Обводным каналом и площадью Восстания. На ней находятся Московский вокзал, склады, жилые и производственные здания, в том числе несколько архитектурных памятников. В Смольном решили сохранить в центре города лишь пассажирский железнодорожный транспорт и Московский вокзал. Складские помещения и таможенный терминал, через которые проходит 2 млн т грузов в год, планируется перевести на окраину города, предположительно в район станции Шушары. В Смольном рассчитывают, что строительство первых объектов в зоне "Московской-Товарной" начнется в 2005 г. В городской администрации говорят, что часть земли в этом районе принадлежит РЖД, часть - городу. Кроме того, есть небольшая полоса, принадлежащая Минимуществу (она была выделена около 10 лет назад под строительство ветки высокоскоростной магистрали). В ОАО "Российские железные дороги" скептически отнеслись к идее Матвиенко. Начальник департамента по связям с общественностью РЖД Константин Пашков оценивает перенос грузовой станции в "миллиарды рублей". "Вопрос в том, кто эти деньги даст, - говорит он. - Теоретически все правильно. Грузовые работы не должны производиться в черте города". Он напоминает, что около четырех лет назад мэр Москвы Юрий Лужков предложил перенести все московские вокзалы к границе кольцевой автодороги, однако эта идея так и не была реализована. По словам чиновника петербургской администрации, переезд планируется финансировать частично за счет средств городского бюджета 2005 г., а частично - за счет частных инвесторов, желающих застраивать освободившиеся площади. Он отказался назвать стоимость переноса, сославшись на отсутствие проекта. Участники рынка недвижимости считают землю, занятую "Московской-Товарной", весьма привлекательной. По словам Алексея Григорьева, гендиректора компании "РМС-оценка", территория в районе Московского вокзала может стоить не менее $500 за квадратный метр. "Это центр города, рядом расположен вокзал, Невский проспект и метро", - подчеркивает оценщик. Он говорит, что, учитывая технические и экологические нормы, вдоль оставшихся путей можно построить гостиницы и бизнес-центры, а внутри нового квартала останется территория, пригодная для строительства жилья. Однако Григорьев считает, что инвесторов могут отпугнуть ограничения по этажности, поскольку центр Петербурга застроен невысокими домами. "Это правильный подход - развивать территорию комплексно", - говорит управляющий девелоперской компании "Структура Петербург" Игорь Водопьянов. По его оценке, в соответствии с существующими стандартами плотности застройки на освоение этой зоны потребуется около $2 млрд. В эту сумму не входит стоимость вывода таможенной зоны, складов, сноса части зданий и строительства новых инженерных сетей. "При достижении соглашения с ОЖД, которой принадлежит большинство близлежащей земли, территория вполне может быть преобразована", - говорит Александр Шарапов, президент группы компаний "Бекар". Он считает, что железнодорожные пути не являются помехой для крупных сетевых торговых операторов, которым необходимы большие площади. "Любой из них будет рад построить там свой торговый центр, так как других таких участков в центре просто нет", - говорит он. Генеральный директор сети "Лента Cash & Carry" Олег Жеребцов напоминает, что в центре города нет ни одного супермаркета и место возле Московского вокзала может стать весьма привлекательным для сетевых торговцев. |