11.02.2004  ЦБ берется за банки всерьез

   Директор департамента Банка России Михаил Сухов заявил журналистам в конце прошлой недели, что ЦБ намерен проверять эмиссии банков, увеличивающих капитал более чем на 20%. Кроме того, он сообщил, что в течение нескольких месяцев будет подготовлено положение об оценке финансового состояния физлиц, оплачивающих акции или доли банка. Эксперты отмечают, что обещание проверять крупные эмиссии – далеко не первый шаг ЦБ по улучшению качества капитала российских банков. По их словам, главный способ воздействия на банки в данном случае – психологический. Само обсуждение темы уже привело к тому, что фиктивное «рисование» капиталов серьезно замедлилось еще с середины 2002 г. Между тем положение о проверке финансового состояния акционеров-физлиц явно нацелено в будущее: эксперты отмечают, что сейчас напрямую акциями банка владеют только самые мелкие акционеры. Впрочем, ЦБ надеется, что прямых владельцев банков станет больше – после того как доступ в систему страхования вкладов сделает построение запутанных цепочек офшоров бессмысленным.
   Детали новой редакции инструкции ЦБ о порядке лицензирования банков пояснил RBC daily сам директор департамента Банка России Михаил Сухов. «Новая инструкция о порядке регистрации и лицензирования кредитных организаций не будет касаться завершенных эмиссий, – сказал г-н Сухов RBC daily. – Но у нас есть положение о порядке расчета собственных средств и надлежащем качестве активов. Оно касается в том числе ранее осуществленных эмиссий. Так что эти два документа в определенном смысле дополняют друг друга». Вопрос – почему ЦБ отталкивается именно от размера эмиссии в 20% капитала и не смогут ли банки успешно избежать проверки, увеличивая капитал на 19,99%. «20% капитала – это существенный рост капитала, который требует проверки качества, – поясняет Михаил Сухов. – Но проверка будет проводиться не только в том случае, если эмиссия будет превышать 20% капитала, но и если в качестве капитала есть сомнения. Поэтому если банк несколько раз наращивает капитал на 19,99%, он неизбежно привлечет к себе внимание и будет проверен».
   Эксперты отмечают, что проверки эмиссий направлены в первую очередь против прямого «рисования» капитала. «Примером такого «рисования» может служить следующая схема: банк выдает кредит связанной с ним структуре. Затем через цепочку заимствований эти деньги вносятся в капитал банка через выкуп эмиссии акций, – сказала RBC daily аналитик международного рейтингового агентства Standard & Poor’s Екатерина Трофимова. – Возможны также более экзотические варианты, например выкуп банком векселей связанных с ними компаний». Впрочем, это уже не первый документ, посвященный качеству капитала, и эксперты не склонны воспринимать его как «сигнал тревоги» для банкиров. «В определенном смысле это психологический момент, который является стимулом для банков. В любом случае никаких резких шагов со стороны ЦБ мы не ожидаем, – говорит г-жа Трофимова. – Подобное развитие событий уже можно было наблюдать в России на примере введения МСФО с 1997-98 гг. ЦБ очень много об этом говорил, а реальные изменения стали происходить с очень большим опозданием». Между тем, отмечает она, в банках уже наблюдается более осторожное отношение к формированию капитала. «Банкиры говорят: лучше мы начнем приводить капиталы в соответствие с требованиями ЦБ сейчас. То есть воздействие уже есть, хотя и непрямое, – говорит аналитик S&P. – Это вялотекущий процесс, и ждать, что завтра «полетят головы», не следует. В отличие от Восточной Европы, где банковская реформа проходила довольно жестко и головы действительно «летели». В России же все проводится «человечно», с пониманием. Соответственно, и результат будет виден чуть позже».
   С этим мнением соглашается ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олег Солнцев. «Работа по повышению качества капитала была заявлена ЦБ еще в 2002 г. И уже сам факт обсуждения этого вопроса сильно снизил уровень фиктивного надувания капитала, – сказал г-н СолнцевRBC daily. – Доказательством этому может служить серьезное замедление роста уставного капитала российских банков, которое началось в середине 2002 г. Видимо, банки были слегка напуганы заявлениями (первого заместителя председателя ЦБ Андрея) Козлова». По словам Олега Солнцева, за 2002 г. рост капитала коммерческих банков составил 18% против 27% за 2001 г. А в 2003 г. темпы были приблизительно теми же, что и в 2002 г. Окончательной цифры за год еще нет, но за 11 месяцев рост капитала составил 13% (в 2002 г. 14% за аналогичный период). Впрочем, весьма вероятно, что банкиры все же найдут способ обойти требования ЦБ и «надувать» капиталы, несмотря на все проверки. Олег Солнцев отмечает, что наиболее уязвимый момент – определение того, кто является аффилированным лицом с банком. Это сильно затрудняет выявление цепочки фиктивного кредитования.
   Между тем намерение ЦБ изменить принципы оценки финансового состояния физлиц-акционеров банков явно опережает свое время. «В России довольно редко можно увидеть крупных инвесторов – физических лиц, напрямую участвующих в капитале банков. Физлиц можно найти лишь среди мелких миноритарных акционеров, – говорит Екатерина Трофимова. – Поэтому в данный момент поле применения данного положения будет достаточно ограничено». Впрочем, по ее мнению, не исключено, что данное положение вводится как раз с учетом желания ЦБ проследить всю цепочку акционеров банков для выявления бенефициарных собственников. «Впрочем, при нынешней российской юридической системе это все еще достаточно проблематично, – говорит г-жа Трофимова. – Сейчас это возможно только при наличии принципиальной настойчивости ЦБ, с одной стороны, и доброй воли банковских структур о раскрытии своих собственников – с другой. Пока не видно ни того, ни другого».
   По словам Михаила Сухова, речь идет об определении легальности источников средств, на которые приобретаются акции и доли. Также инвестор должен будет показать, что эти средства у него действительно есть, то естьони не потрачены. Оценка будет осуществляться территориальными управлениями ЦБ на основании информации, предоставляемой физическими лицами. Информация от физических лиц, ранее приобретших акции банков, требоваться не будет. Причем по сравнению с нынешним состоянием критериев оценки финансового состояния физических лиц будет больше. «Введение порядка оценки финансового состояния физических лиц, оплачивающих акции или доли банка, – это дело чуть более отдаленной перспективы, – говорит г-н Сухов. – Действительно, сейчас прямых акционеров банков – физических лиц не очень много». Однако в будущем «раскручивать» цепочку собственников в обязательном порядке будут банки, которые входят в систему страхования вкладов, отмечает директор департамента ЦБ. Таким образом, если банкиры опять-таки не сумеют обойти требования ЦБ, то нагромождение запутанных цепочек различных ОАО, ООО и Ltd должно стать бессмысленным. Таким образом, говорит Михаил Сухов, ЦБ предполагает, что со временем акционеров-физлиц станет больше.