19.02.2004 Рынок дистанционных финансовых услуг укрепляет свои позиции Развитие российского банковского сектора, несмотря на все трудности, связанные с экономической и политической нестабильностью в стране, идет очень быстро. Сегодня у «продвинутых» отечественных банков практически такой же набор услуг, как и у кредитных организаций на Западе. Естественно, что в силу объективных причин в развитии некоторых видов финансовых услуг Россия отстает от развитых стран. Однако банкиры все же стремятся внедрять передовые технологии, причем даже тогда, когда на них еще нет стабильного массового спроса. Так, в последнее время активно развиваются дистанционные финансовые услуги. Они предполагают, что клиент, не выходя из дома или со своего рабочего места, через интернет или по мобильному телефону может управлять своим счетом, переводить деньги, совершать покупки и т.д. Дистанционные финансовые услуги, впрочем, еще не стали нормой жизни, однако интерес банков, да и их клиентов к ним растет не по дням, а по часам. Более того, как утверждают эксперты, сегодня на российском финансовом рынке есть ряд тенденций, которые позволяют смотреть на будущее дистанционных услуг с большим оптимизмом. Прежде всего, это рост вкладов населения в банки, который, вне всякого сомнения, во многом связан с падением курса доллара. Второй фактор – это принятие закона о страховании вкладов. При этом стоит отметить, что ограничение суммы, которая в случае краха банковского учреждения возвращается вкладчику полностью, 100 тысячами рублей заставит человека дробить свои сбережения по нескольким банкам. Именно этот недавно принятый закон значительно повысит заинтересованность клиентов в дистанционных услугах, поскольку бегать по нескольким офисам достаточно сложно, уверены эксперты. Вообще тенденция разворота от корпоративных клиентов на частных сегодня становится одной из основных в банковском секторе России. Этому способствует и весьма заметная активизация западных банков на российском поле. Как считает директор по развитию корпоративных проектов одной крупнейшей высокотехнологичной компании Николай Местер, «выход на частных клиентов является глобальной тенденцией». «Крупные банки в последние 1,5–2 года выходят на этот рынок. Дело в том, что юридические лица в основном уже разобраны, поэтому, чтобы получить дополнительную прибыль, банкам надо либо предлагать своим клиентам совершенно новые услуги, либо искать новые рынки», – объясняет причины бума «частного клиента» Николай Местер. «Сегодня те банки, которые не развивают работу с физическими лицами, могут стать вообще не конкурентоспособными», – добавляет Дмитрий Барсуков, заместитель руководителя компании, разрабатывающей специальные программные приложения для банков. Николай Местер подчеркивает, что для работы с физическими лицами можно открывать офисы, а можно идти по пути развития дистанционных финансовых услуг (интернет-банкинг, телефонный банкинг, мобильный банкинг). Второй путь, вне всякого сомнения, менее затратный. В принципе же, считает Николай Местер, Россия если и отстает от Запада по развитию технологий и услуг, то совсем немного. Интересно, что, по мнению многих участников IT-рынка и банковского сектора, в некоторых аспектах мы даже обогнали Запад. Речь прежде всего идет о том, что в России больше внимания уделяется вопросам безопасности. Хотя, как отметил Николай Местер, у банков есть два пути – страховать и закладывать риск потерь от хакерских атак в стоимость услуг либо концентрироваться на безопасности. При этом в нашей стране традиционно лидирует второй путь. «Может быть, это такой российский менталитет», – говорит Николай Местер. ИА "Альянс Медиа" по материалам "Независимой газеты" |