25.02.2004  ExxonMobil хочет инвестировать в Россию

   Американская нефтегазовая компания ExxonMobil готова к вложениям в нефтяную промышленность России. Об этом на прошлой неделе в интервью агентству новостей Reuters заявил старший вице-президент крупнейшей в мире частной НК Рекс Тиллерсон. Однако, по его словам, вложения возможны в том случае, если «продолжатся реформы законодательства и налоговой системы», в том числе и закона «О недрах». Какие именно изменения в законодательство, по его мнению, должны быть внесены, г-н Тиллерсон не уточнил. По словам опрошенных RBC daily экспертов, речь может идти о внесении изменений в закон «О недрах» и принятии закона о концессиях. В последнем заинтересованы как частные нефтяные компании, так и Российское государство. Концессии позволят установить жесткий государственный контроль над деятельностью в России иностранных нефтедобывающих компаний и привлечь масштабные инвестиции в развитие сырьевого сектора и транспортной инфраструктуры в Восточной Сибири и Арктическом регионе. Частные НК получат гарантии сохранности своих инвестиций.
   Американский нефтяной гигант ExxonMobil давно стремится расширить свое присутствие в России. Однако на данный момент участие ExxonMobil в работе российской нефтяной отрасли ограничено 30%-ной долей в проекте «Сахалин-1» стоимостью 12 млрд долларов. Все остальные попытки закрепиться в России пока оканчиваются безрезультатно. Еще в 1993 г. ExxonMobil выиграла конкурс на разработку гигантского проекта «Сахалин-3». В разработке Киринского блока, запасы которого составляют 720 млрд кубометров газа и 453 млн тонн нефти, компания должна была участвовать на паях с государственной «Роснефтью» и ChevronTexaco (по 33,3%). Восточно-Одоптинский и Аяшский блоки (160 млн тонн нефти и 67 млрд кубометров газа) ExxonMobil (66,6% участия) планировала разрабатывать с «Роснефтью». Изначально планировалось, что работы на «Сахалине-3» пойдут в соответствии с соглашением о разделе продукции (СРП). СРП представляет собой договор, гарантирующий неизменность системы взиманияналогов в течение всего срока действия проекта (20-30 лет). При этом государство частично освобождает инвестора от выплаты налогов и разрешает рассчитываться добытой продукцией, когда разработчик проекта уже окупил свои затраты. Однако получить лицензию на разработку этой группы месторождений ExxonMobil так и не смогла. В конце января специальная правительственная комиссия аннулировала итоги конкурса на право участия в проекте «Сахалин-3», куда американцы уже успели вложить 80 млн долл.
   Параллельно окончилась неудачей и якобы имевшая место попытка ExxonMobil в 2003 г. купить частную российскую НК «ЮКОС». Причем покупке помешали не только жесткие действия властей в отношении тогдашнего главы компании Михаила Ходорковского, но и негативное отношение к этой афере республиканской администрации. Как сказал RBC daily руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин, «Вашингтон сделал ставку на вхождение американских НК на российский рынок через сотрудничество с государственными «Роснефтью» и «Газпромом», а также близким к Кремлю "ЛУКОЙЛом"». В этом контексте действия близкого к демократической элите руководства ExxonMobil не вписывались в фарватер политики Белого дома.
   Потерпев серию неудач, ExxonMobil, заинтересованная в получении лицензий на разработку богатых российских месторождений, решила пойти другим путем. «По всей видимости, под изменениями в российском законодательстве подразумевается, в первую очередь, принятие Государственной Думой закона о концессиях», – считает Александр Собянин. По его словам, внедрение концессий выгодно как западным частным компаниям, так и российскому государству. «С одной стороны, договор о концессии между частной компанией и государством подразумевает финансовую ответственность правительства перед инвестором. Например, в случае необоснованного расторжения договора или национализации власти должны будут выплатить огромные компенсации. С другой стороны, в договоре о концессии детально прописывается ответственность инвестора. Это исключает ситуацию, которая может возникнуть при договоре СРП, когда частная НК, получив лицензию, может годами не приступать к добыче ресурсов и практически безнаказанно нарушать договора. В концессии же будет детально прописано – что, где и в какие сроки должно быть выполнено, социальные траты и поведение инвестора на несколько десятков лет вперед», – рассказывает г-н Собянин. Как сказал RBC daily эксперт ИГ «Атланта-Капитал» Александр Блохин, «нефтяные компании будут приглашать в Восточную Сибирь и в другие тяжелые, необжитые регионы». «На освоение нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири и Арктики у государства попросту нет денег, при этом инвестиции оцениваются в десятки миллиардов долларов», – говорит Александр Собянин.
   Между тем закон о концессии имеет и политическое выражение. «Этот закон крайне важен с точки зрения сохранения целостности страны. Единство государства поддерживается не только укреплением вертикали власти, но и транспортными коммуникациями: железными и автодорогами, трубопроводами, оптоволоконными линиями», – рассказывает г-н Собянин. По его словам, процесс распада России продолжается до сих пор и даже усиливается, поскольку «российские провинции начинают экономически ориентироваться на геоэкономические регионы вне пределов РФ». «Сейчас и в будущем у России не будет денег для реализации многомиллиардных проектов по строительству автомобильных и железных дорог в арктических и сибирских регионах. Что и где строить – было понятно еще во времена СССР. Речь шла о железной дороге и автодороге, которые бы связали заполярный Норильск с Красноярским краем, о строительстве параллельной железнодорожной ветки к северу от Транссиба, сети автодорог в Якутии. Миллиардные вложения могут быть экономически оправданными лишь в связке с концессиями», – считает г-н Собянин.