25.02.2004 Дума заставит бизнес платить дивиденды Депутаты в очередной раз перенесли дату рассмотрения поправок в закон «Об акционерных обществах», изменяющих порядок начисления дивидендов В пятницу на очередном пленарном заседании депутаты Госдумы должны были рассмотреть во втором и третьем чтении поправки в закон «Об акционерных обществах». Новая редакция статьи, определяющей порядок выплаты дивидендов, должна существенно изменить схему распределения прибыли российскими АО. Отсутствие в нынешнем законодательстве четкого определения понятия «чистая прибыль» дает возможность владельцам крупных пакетов акций произвольно определять размер доходов всех акционеров. Цена вопроса, по мнению сторонников законопроекта, – от 300 до 500 млн долл. ежегодно; именно такую сумму регулярно недополучают владельцы привилегированных акций. Однако рассмотрение проекта поправок было отложено «по техническим причинам»; эксперты считают, что произошло это благодаря стараниям лоббистов. В первую очередь принятие таких поправок невыгодно крупным компаниям, для которых новый механизм определения чистой прибыли означает существенное повышение выплат по дивидендам. Поправки в 42-ю статью («Порядок выплаты дивидендов») закона «Об акционерных обществах» были внесены в Госдуму еще в 2002 г. Интересно, что изначально существовало два кардинально противоположных варианта поправок. Первый был подготовлен группой депутатов во главе с председателем Ассоциации по защите прав инвесторов Сергеем Генераловым и был одобрен Правительством РФ, Комитетом Госдумы по собственности и ФКЦБ. Второй был предложен группой депутатов под руководством Геннадия Райкова. Сергей Генералов предложил считать чистой прибылью, с которой платятся дивиденды, всю прибыль предприятия, которая остается после налогообложения. Райков же, напротив, предлагал уменьшать прибыль, предназначенную для исчисления дивидендов, на сумму, направляемую в специально созданные фонды акционерного общества. Необходимость внесения таких поправок возникла из-за того, что в российском законодательстве до сих пор не прописано понятие «чистой прибыли» и порядок ее определения. По мнению Сергея Генералова, такая неопределенность дает возможность ряду российских АО «манипулировать расчетами чистой прибыли, тем самым сокращая размер дивидендов и ущемляя ключевое право акционеров – право на участие в справедливом распределении прибыли». Причем, как отмечает Генералов, для владельцев привилегированных акций получение дивидендов является единственным стимулом для приобретения таких акций. Соответственно, компании (в лице держателей крупных пакетов акций) имеют возможность манипулировать этим понятием при определении размера выплачиваемых дивидендов. Одна из самых распространенных лазеек – перед тем как начислить дивиденды по привилегированным акциям (размер дивидендов по таким видам ценных бумаг зависит от размера чистой прибыли организации), компания «уводит» часть прибыли в различные специализированные фонды, ссылаясь, к примеру, на необходимость модернизации производства. В результате чистая прибыль уменьшается на величину выведенных в фонды средств, акционеры получают либо мизерные дивиденды, либо не получают их вовсе, а средства из «спецфондов» оседают в карманах крупных акционеров. Такая ситуация ведет к постоянным конфликтам между акционерами (преимущественно миноритарными) и менеджерами предприятия. «Отсутствие в законодательстве четкого определения и нормативного порядка регулирования ведет в настоящее время к постоянным конфликтам между акционерами и менеджментом, вызывают негативное отношение потенциальных инвесторов», – говорится в пояснительной записке к законопроекту Генералова. Кроме того, по мнению Сергея Генералова, неясность с выплатой дивидендов ухудшает инвестиционный климат в стране. Иностранные компании, не уверенные в том, что вложенные средства потом вернутся им в виде дивидендов, не спешат вкладываться в российские предприятия. «Создание справедливых условий для выплаты дивидендов позволит в разы увеличить размеры подобных инвестиций», – считает г-н Генералов. С таки мнением согласны и независимые эксперты. «Принятие данной поправки позволит повысить степень защищенности прав миноритарных акционеров в России и является еще одним шагом в направлении повышения качества системы корпоративного управления в России, что в целом будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности российских компаний», – сказал RBC daily старший аналитик Русского экономического общества Иван Литвинцев. Предложенный Райковым законопроект был отклонен (первое чтение обоих законопроектов состоялось в конце 2002 года): чиновники высказали недоумение – зачем законодательно закреплять схему «увода» чистой прибыли, которая и так успешно работает на предприятиях. В данном случае интересы государства и акционеров –владельцев привилегированных акций (а таких у нас, по некоторым данным, от 3 до 7 млн человек) совпадают. Государство само до сих пор является акционером многих компаний и заинтересовано в том, чтобы получать от них адекватные дивиденды. Поэтому в первом чтении были приняты поправки, предложенные председателем АПИ, однако дальнейшее продвижение законопроекта застопорилось. Депутаты уже не в первый раз откладывают финальное рассмотрение поправок, ссылаясь на различные технические сложности. Однако, по мнению авторов поправок, дело здесь в лоббистских усилиях некоторых крупных компаний, в частности, «Сургутнефтегаза» (для всех остальных нефтяных компаний этот документ особого значения не имеет, поскольку у «ЛУКОЙЛа», ЮКОСа и «Сибнефти» нет привилегированных акций). Как комментировал перенос срока рассмотрения поправок в прошлом году аналитик UFG Павел Кушнир, «если чистая прибыль, используемая для выплаты дивидендов, будет приравнена к бухгалтерской, то дивиденды «Сургута» в следующем году вырастут на 300%, следовательно, он пытается блокировать рассмотрение законопроекта. По всей видимости, поправки будут приняты, но если их рассмотрение затянется, то в следующем году «Сургутнефтегаз» сможет повторить свои маневры». Следующий «раунд» рассмотрения поправок в закон «Об акционерных обществах» назначен на 3 марта. По словам представителей комитета по собственности, «у правительства возникли некоторые претензии по тексту законопроекта, и оно решило не принимать такой серьезный вопрос сразу, а еще раз проконсультироваться с комитетом». И хотя вероятность того, что срок рассмотрения проекта будет снова перенесен, аналитики уверены, что депутатам не удастся избежать принятия поправок. «В вопросе выплаты дивидендов должна быть полная ясность и прозрачность механизмов, что позволит снизить возможности манипулирования расчетами с миноритарными акционерами в этой области, – говорит Иван Литвинцев. – Поэтому это очень важный момент, который необходимо было решить еще несколько лет назад». Как пояснил RBC daily один из членов комитета по собственности Госдумы РФ, «сроки потому все время и откладывают, что все понимают, что поправки принимать необходимо. При том курсе, который сейчас взяло правительство, – по переходу на международные стандарты финансовой отчетности – никакие усилия «Сургута» не помогут, они могут только оттянуть время, чтобы успеть выплатить очередные дивиденды по «старым» правилам». |