04.03.2004  Международную экспресс-почту доставит государство

   ФГУП «Почта России» начало осуществлять функции службы международной экспресс-почты, ранее выполнявшиеся «ЕМС Гарантпост». Об этом сегодня сообщили в пресс-службе «Почты России». С 1 марта компания обеспечивает прием, пересылку и доставку международных отправлений ускоренной почты на российской территории, ведение расчетов с почтовыми администрациями других стран. В компании «ЕМС Гарантпост», как, впрочем, и в «Почте России», отказываются прогнозировать, как это изменение отразится на их положении на рынке экспресс-почты. Альтернативные операторы почтовой службы предполагают, что в ближайшем будущем «Почта России» не составит им существенной конкуренции в этой области, а о «ЕМС Гарантпост» они уже высказываются в прошедшем времени.
   Компания «ЕМС Гарантпост» была создана в 1990 г. Ее учредителями стали Международный почтамт, «Ленинградская почта» (обе компании внесли в общей сложности 60% уставного капитала), «Аэрофлот», «НОМОС-банк» и французские инвесторы – Air France и почтовая служба Chronopost. Право на предоставление услуг международной экспресс-почты «ЕМС Гарантпост» получила в начале 1991 г. ФГУП «Почта России», созданное в 2002 г., является национальным почтовым оператором связи. В течение 2004-2005 гг. планируется акционирование ФГУП с сохранением 100-процентной доли ОАО в государственной собственности. Передача функции международной экспресс-почты от «ЕМС Гарантпост» к «Почте России» была осуществлена в соответствии с приказом Минсвязи, появившимся в начале года. Как сообщают представители министерства, это было сделано в рамках концепции реструктуризации организаций федеральной почтовой связи.
   В «Почте России» RBC daily в пятницу сообщили, что подготовка к выполнению новой функции в компании уже идет. «Если раньше приходящая в Россию международная экспресс-почта поступала к «Гарантпосту», то теперь ее будем принимать мы. Проект уже ведет отдельный департамент, на почтовых отделениях под международную экспресс-почту будут выделены необходимые сортировочные места. Ранее «Почта России» не работала на этом направлении, поэтому нагрузка на почтовые отделения должна возрасти», – сказали RBC daily в пресс-службе компании. Оценить перспективы нового бизнеса компании ее представитель отказался. «Приказ Минсвязи обрушился на нас недавно, и сейчас мы активно работаем над его исполнением. Мы не готовы сказать, насколько последние изменения скажутся на рынке международной экспресс-корреспонденции, а также какую долю рынка быстрой почты мы займем», – отметил он.
   Представители «ЕМС Гарантпост» также воздерживаются от прогнозов изменения своей доли на рынке экспресс-почты. «У нас есть собственные прогнозы развития событий после 1 марта, но пока мы не будем делать заявления относительно того, как появление новой услуги «Почты России» скажется на нашем бизнесе, – сказала RBC daily директор по маркетингу «ЕМС Гарантпост» Ирина Кулагина. – Реально первые итоги мы подведем к апрелю. Однозначной реакции клиентов мы не прогнозируем. Часть менее крупных клиентов, которые работают через курьерские службы, просто не заметит изменений. Крупные клиенты, озабоченные изменениями, уже оповещены о новом порядке работы. Пока также рано говорить, насколько «Почта России» сможет составить реальную конкуренцию традиционным игрокам на этом рынке». Что касается технической стороны дальнейшей деятельности «ЕМС Гарантпост», то в компании заверили, что все вопросы уже решены. «Наши курьерские компании уже опубликовали у себя новые планы направлений перевозки экспресс-почты, вопросы, касающиеся таможни, решены. Имея статус EMS (Express Mail Service, международная почтовая служба. – RBC daily), мы можем сами оформлять таможенные документы. Кроме того, уже сейчас идет оформление почты в аэропорту Шереметьево-2, через который наша компания работает на рынке грузовой корреспонденции», – говорит Ирина Кулагина.
   Альтернативные операторы почтовой связи не опасаются появления государственного игрока на рынке международной экспресс-почты. Коммерческий директор компании DHL в СНГ и странах Балтии Роланд Томас считает, что в настоящий момент ФГУП «Почта России» не сможет конкурировать с DHL в этой области. «Первоначальные затраты на создание международной сети доставки с собственным парком самолетов, сортировочными узлами и прочими составляющими настолько высоки, что в ближайшей перспективе это представляется маловероятным. На данный момент компания «Почта России» сконцентрирует свои усилия на развитии собственной инфраструктуры, а также усовершенствовании уровня сервиса и введении более широкого спектра услуг. Для достижения этой цели потребуются долгосрочные инвестиции», – сказал он RBC daily. «По нашему мнению, передела на российском рынке не будет», – соглашается с ним менеджер отдела маркетинга компании TNT Светлана Тимченко. «Почти все пункты приема EMC находились в отделениях «Почты России»», – напомнила она RBC daily. Поэтому с точки зрения перераспределения клиентов служб экспресс-почты никаких существенных изменений произойти не должно. Что касается судьбы «ЕМС Гарантпост» после того, как от нее отойдет функция службы международной экспресс-почты, то эксперты оценивают ее перспективы пессимистично и говорят о скором уходе компании с рынка. «Компания «ЕМС Гарантпост» никогда не была серьезным игроком, – сказал RBC daily представитель одной из ведущих компаний в области экспресс-доставки. – Крупнейшие компании на рынке экспресс-почты – TNT, DHL, UPS – всегда ориентировались друг на друга. Несмотря на то что они предлагают разные услуги, уровень сервиса (скорость, надежность, прозрачность доставки) находится примерно на одном уровне, чего нельзя сказать о «Гарантпосте». Поэтому его уход с рынка не отразится на деятельности остальных игроков».