10.03.2004  Как выбрать банк для кредитования малого бизнеса

   По данным разных исследований, от 30% до 60% отечественных компаний даже не пытаются получить кредит. Но изменения на финансовом рынке заставляют пересмотреть некоторые стереотипы в отношении займов.
   Некоторые бизнесмены считают, что высокие процентные ставки и жесткие требования банков к залогам создают непреодолимые препятствия для кредитования. К 2003 г. нижняя процентная планка под кредиты опустилась до 13% в рублях и 10% в валюте. Эксперты прогнозируют падение ставок еще на 2-5%. Размеры залогов так заметно не изменяются, но конкуренция подталкивает банкиров к гибкости и в этом вопросе.
   Сложнее всего получить кредит начинающим предпринимателям. Даже КМБ - банк ("Кредитование малого бизнеса"), в котором бизнесмену дадут в долг $100, первые шаги в бизнесе, т.н. start-up, не финансирует. Теоретически новички могли бы получить заем в т.н. сетях микрофинансирования - некоммерческих организациях без банковской лицензии, занимающихся только кредитованием. Но из-за высокого риска и круговой поруки шансы невелики и там.
   При выборе банка-кредитора, по данным опросов, одним из главных критериев после репутации считается его местоположение. Как показало недавнее исследование МАП, только в 12 из 89 российских регионов есть существенная конкуренция банков, а в 14 работают только две кредитные организации (одна из них - Сбербанк). Чем больше расстояние до банка, тем меньше вероятность получения кредита - из-за трудности контроля со стороны кредитного учреждения.
   Вопросы, которые стоит продумать заранее организации, которая намерена брать кредит в банке, следующие:
   стоимость услуг;
   на какой срок предоставляется финансирование;
   размер предоставляемого кредита;
   отраслевые предпочтения банков;
   время рассмотрения кредитной заявки;
   количество предоставляемых дополнительных услуг.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам ИА ВПС