27.03.2004 Инвестиционная привлекательность отдельных регионов России уже приносит свои плоды, считают участники Mitt-2004 В прошлую среду в столичном «Президент-Отеле» состоялась пресс-конференция, посвященная 11 Московской международной выставке «Путешествия и туризм»/Mitt 2004, которая пройдет с 24 по 27 марта в Экспоцентре. Участники пресс-конференции особо отметили, что в этом году число российских участников выставки увеличилось на 12% и почти сравнялось с количеством зарубежных. Из них набольший интерес вызывают инвестиционные проекты регионов, которые будут представлены на сводном стенде департамента туризма МЭРТ РФ и на отдельных краевых стендах. Не исключено, что опыт работы одного из них – Краснодарского края, который считают наиболее «продвинутым» в области инвестиций в туризм, – может стать образцом для подражания. Выставка Mitt проводится в Москве с 1994 года и традиционно предназначена для профессионалов туристической отрасли. В этом году в ней принимают участие 2700 компаний из более чем 110 стран мира. «За те годы, что мы проводим выставку, многие отметили тот рост, который наблюдался в туристическом бизнесе России в эти годы, – сказал председатель совета директоров компании ITE Group LLC(устроитель выставки) Росс Стоуби. – Мы также рады тому, что растет число российских участников Mitt – это делает возможным развитие нашей выставки». Действительно, количество отечественных участников экспозиции возросло на 12%, а в целом соотношение между российскими и иностранными компаниями – 45% к 55%. Примечательно, что в этом году России отведен отдельный павильон, отметил г-н Стоуби, в котором будут представлены возможности внутреннего туризма страны, а также стран СНГ. Все это происходит на фоне довольно активного развития внутреннего туризма как такового. Об этом, в частности, говорила руководитель департамента туризма МЭРТ РФ Натэла Шенгелия. «По нашим данным, в 2003 году въездной поток в Россию увеличился на 3,4%, – сказала она. – Что касается внутреннего туризма, то за прошлый год на российских курортах отдохнули около 30 млн человек. Из них 5млн, по данным Минздрава, прошли санаторно-курортное лечение». В целом, как отметила г-жа Шенгелия, туризм занимает порядка 3% от всего потребительского рынка России, а его объем в 2002 году составлял около 150 млрд рублей. Главным фактором, который до сих пор сдерживает рост отрасли, по-прежнему остается недостаток развития туристической инфраструктуры. «По оценкам Российского союза туриндустрии (РСТ) сейчас спрос по Золотому кольцу не может быть удовлетворен на 30%, не хватает мест в Москве и Санкт-Петербурге, – сказал президент РСТ Сергей Шпилько. – Но при этом в ряде регионов идет массовое строительство малых гостиниц – предприниматели оценили ликвидность таких инвестиций. Характерно, что и крупные туроператорские компании все больше диверсифицируют свою работу в направлении въездного туризма, в отрасль стал поступать крупный капитал». Например, достаточно своеобразной тенденцией назвал г-н Шпилько инвестирование самим турбизнесом строительства гостиниц. Кстати, в этом году впервые на Mitt будет представлена инвестиционная экспозиция, на которой свои проекты представят 33 субъекта федерации. Также, по словам Натэлы Шенгелии, на стенде департамента туризма МЭРТ (участие в нем – бесплатное) будут представлены 42 региона, а еще 22 – в их числе Краснодарский и Ставропольский края – выставляются самостоятельно. Очевидно, что именно последние представляют большой интерес как для инвесторов, так и для туркомпаний. «Краснодарский край входит в тройку наиболее инвестиционно привлекательных регионов России, – сказал заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Юрий Барзыкин. – В прошлом году, за счет привлечения инвестиций, развития налогооблагаемой базы края, произошло существенное увеличение бюджетной составляющей – до 40 млрд рублей. Понятно, деньги идут туда, где им могут обеспечить возвратность, защиту. Кроме того, на уровне субъекта федерации приняты законы по стимулированию, привлечению и защите инвестиций и их господдержке. Только за счет субсидирования процентной ставки по кредитам в курортно-туристский комплекс было привлечено более 1 млрд рублей». Как рассказал г-н Барзыкин, подобная политика позволяет региону развиваться куда более динамично, чем многим другим. «На побережье вводится порядка трехсот объектов, – прокомментировал он. – Это огромная возможность для малого бизнеса. Кроме того, упрощается порядок выделения земельных участков, лицензирования и сертификации услуг, добровольной аттестации предприятий, что позволяет создать цивилизованные рыночные условия. Этот пример можно проецировать и на федеральный уровень». Возможно, опыт Краснодарского края будет использован в готовящейся сейчас программе по развитию Северо-Западного региона – соответствующие материалы вскоре будут направлены в Совет при президенте: они касаются прежде всего развития культурного туризма. «Важно определить спектр особенностей региона, – сказал Юрий Барзыкин. – Думаю, мы недооценивали потенциал рекреационных ресурсов и историко-культурного наследия регионов и сейчас можем скорректировать свою политику». ИА "Альянс Медиа" по материалам RBC DAILY |