31.03.2004  Нефтяные пошлины повышаются

   Одним их первых шагов нового Правительства РФ стало заявление министра финансов Алексея Кудрина о планах введения дифференцированной ставки на экспортные пошлины для нефтяных компаний. "Главную нагрузку мы возложим на экспортные пошлины", - заявил министр.
   Сегодня, если баррель российской нефти марки Urals стоит меньше чем 14,5 доллара, пошлина составляет 0 процентов. При стоимости нефти от 14,5 до 25 долларов за баррель ставка равняется 35 процентам от разницы между средней за 2 месяца ценой и 15 долларами за баррель. При еще более благоприятной конъюнктуре нефтяного рынка в бюджет поступает 40 процентов от упомянутой разницы.
   В планах на будущее совсем другие цифры. При цене от 15 до 20 долларов за баррель пошлина составит 35 процентов; от 20 до 25 долларов за баррель - не более 45 процентов от разницы между фактической ценой нефти и 20 долларами за баррель; свыше 25 долларов за баррель - 65 процентов, но не более 29,2 доллара. Своеобразным утешением будет тот факт, что при цене нефти в 15 и ниже долларов за баррель пошлина не будет взиматься вообще, но такая ситуация в ближайшее время маловероятна.
   С одной стороны, пока нефтяным генералам бояться нечего - глава Минфина России Алексей Кудрин не исключил, что дифференцированная ставка будет введена в ближайшие один-два года при создании прозрачной системы по администрированию этого налога. Однако само предложение ввести новую шкалу экспортных пошлин на нефть будет внесено в Правительство уже 2 апреля. Вполне вероятно, что оно будет рекомендовано для рассмотрения Госдумой в самое ближайшее время, а потом придется еще долгое время сглаживать незамеченные ранее шероховатости и нестыковки данной инициативы.
   Спору нет, с учетом того, что сырьевой сектор российской экономики составляет 25 процентов ВВП, необходимо реагировать на изменения мировой конъюнктуры цен на нефть. Минфин рассчитывает, что такое повышение пошлин позволит при цене 22 доллара за баррель получать с экспортеров на 397 миллионов долларов больше, чем по нынешним законам; при цене 27 долларов за баррель - уже на 1,9 миллиарда долларов, а при цене 30 долларов за баррель - почти на 3,5 миллиарда долларов больше. На сегодня, например, цена за баррель составляет чуть более 28 долларов, а российский бюджет на этот год сверстан из расчета цены за баррель нефти, равной 20 долларам.
   Такие суммы, как говорится, на дороге не валяются. А бюджет на 2005 год, подготовка которого официально началась на прошлой неделе, предполагает в 2005 году рост ВВП в размере 5,8 процента при средней цене на нефть 24 доллара за баррель. То есть ситуация при благоприятном раскладе может быть очень позитивной и обеспечить стабильный рост валового продукта.
   Однако есть у повышения экспортных пошлин и оборотная сторона. Нефтяники говорят, что оставшиеся после всех налоговых отчислений средства они тратят на выплату дивидендов, погашение кредитов и инвестиции. Первые два направления для отрасли всегда были наиболее приоритетны, значит, если Правительство решит увеличить налоговую нагрузку, то в первую очередь это скажется на сокращении инвестиций в производство. Тем более что в будущем нефтяникам придется вкладывать в разработку месторождений гораздо больше денег из-за истощения старых запасов и для поддержания добычи на высоком уровне 500-550 миллионов тонн в год. По словам Германа Грефа, зависимость России от мировой конъюнктуры нефтяного рынка сохранится в течение еще как минимум трех-пяти лет, а цены на нефть в ближайшие годы упадут с нынешних 30 долларов за баррель до 23-24 долларов и ниже.
   Российский ТЭК уже достаточно давно стал своеобразной "дойной коровой", на которую в первую очередь обращают внимание, когда необходимо увеличить доходы в бюджет. С одной стороны, при существующей сегодня конъюнктуре цен на энергоносители этот поход позволяет действительно существенно пополнять казну. Но подъем не бесконечен, и когда цены на нефть снизятся, а уровень добычи надо будет сохранять - денег на модернизацию, открытие и поддержание новых месторождений уже не будет. Ни к чему хорошему это не приведет, поэтому именно сейчас необходим взвешенный подход в вопросах, касающихся сырьевых отраслей России.