02.04.2004 Алешин поможет иностранцам Куратор промполитики в оборонном комплексе Борис Алешин намерен облегчить иностранным инвесторам доступ на предприятия российского авиапрома. Возглавляемое им агентство по промполитике предлагает повысить до 49%, а затем и вовсе отменить 25%-ное ограничение на предельную долю иностранцев в капитале отечественных авиастроительных компаний. Эксперты считают, что этот шаг поможет предприятиям привлечь дополнительные финансовые ресурсы, но не приведет к большому притоку иностранных инвестиций. Закон "О госрегулировании развития авиации" разрешает иностранным компаниям покупать не более 25% акций организаций, занимающихся "разработкой, производством, испытаниями, ремонтом и (или) утилизацией" авиатехники. Стратегический партнер ЗАО "Авиастар-СП" (производит Ту-204) египетская компания Sirocco Aerospace International в 2002 г. планировала приобрести блокирующий пакет акций завода в обмен на инвестиции в $280 млн. Но после вмешательства Минимущества египтяне были вынуждены довольствоваться 25% минус одна акция "Авиастар-СП". А в феврале 2003 г. глава "Росавиакосмоса" Юрий Коптев потребовал от пермского "Авиадвигателя" уменьшить долю иностранцев в уставном капитале, поскольку 25,06% акций предприятия принадлежит фирмам, аффилированным с американской корпорацией Pratt & Whitney. Коптев пригрозил, что если этого не будет сделано, то "Росавиакосмос" отзовет у "Авиадвигателя" лицензию. Бывший вице-премьер, руководитель агентства по промышленной политике Борис Алешин хочет изменить эту практику. "В ближайшее время мы внесем на рассмотрение правительства поправки в этот закон, увеличивающие порог [для иностранных инвесторов] до 49%", - говорит Алешин. А в будущем, по его словам, можно "поэтапно" повышать и этот лимит, поскольку "такое ограничение на определенный вид деятельности по сути неправильно и из всех оборонных отраслей есть только в авиационной промышленности". "Мы не можем сразу предложить отменить порог, поскольку сложилось устойчивое общественное мнение против этого, - поясняет источник в агентстве. - Но рано или поздно к этому надо прийти". По мнению Алешина, сейчас наличие ограничений для зарубежных инвесторов "сразу отвергает такие возможности, как строительство завода под ключ, при котором инвесторы предпочитают 100%-ное участие в капитале", а повышение лимита позволит существенно увеличить приток инвестиций в отрасль. "Предложение Алешина является шагом в правильном направлении", - радуется Ричард Бруди, президент российского представительства United Technologies, структурным подразделением которой является Pratt & Whitney. По его мнению, за счет повышения лимита российский авиапром сможет привлечь дополнительное финансирование. Например, авиастроительная корпорация "Иркут" в прошлую пятницу выручила от продажи 23% акций российским и иностранным инвесторам $127 млн. "У нас было совместное предприятие с Казанским [вертолетным] заводом, но нам пришлось из-за [25%-ного] ограничения продать акции", - вспоминает пресс-секретарь европейской EADS Грегор фон Курсель. Однако 49%-ный порог, по его мнению, не сильно улучшит ситуацию. "При совместном производстве идеально, когда у двух сторон одинаковые права, а тот, кто имеет меньше акций, находится в уязвимом положении без менеджерского контроля", - говорит фон Курсель. Повышение порога с 25% до 49% "безусловно, расширит финансовые возможности авиапредприятий", говорит Вячеслав Смольянинов из "НИКойла", поскольку компании "смогут финансировать свои проекты за счет выпуска акций". Однако резкого притока иностранных инвестиций эксперты не ожидают. Александр Агибалов из "Атона" напоминает, что для инвесторов важнее, чтобы общие правила игры на рынке были справедливыми. Например, государство хочет увеличить свой пакет в НПК "Иркут" с 14,7% до 25%, говорит Агибалов. "Вопрос в том, на каких условиях будет осуществлен выкуп этого пакета [у других владельцев]", - говорит эксперт. Курсель также считает, что настроения инвесторов будут зависеть "от развития ситуации с "Иркутом". Тем не менее даже привлечение средств за счет продажи части акций сможет принести российским авиастроительным компаниям "сотни миллионов долларов", считает Смольянинов. По мнению председателя думского комитета по собственности Виктора Плескачевского, "нормой" является ограничение в 49% иностранного капитала. "Во многих странах есть национальный контроль за авиационной промышленностью, в этой норме речь идет о защите национальных интересов", - говорит Плескачевский. Поэтому, по его мнению, этим лимитом "стоит ограничиться" и "глубже либерализовывать отрасль не надо". "Появление иностранцев, их участие - это важно, но потенциально [иностранные] конкуренты могут прийти на наши предприятия и задушить их", - боится депутат. |