22.07.2001 Инвесторы держат путь на Восток. В начале 90-х гг. мировые автопроизводители неохотно вкладывали деньги в Восточную Европу, считая такие инвестиции слишком рискованными. Но с ростом политической стабильности в регионе автокомпании стали пристальнее присматриваться к долгосрочным вложениям в страны Восточной Европы. Первоначально автокомпании инвестировали в регион с большой осторожностью, создавая совместные предприятия, занимающиеся отверточной сборкой, главным образом для повышения популярности марки. Rover инвестировал в Болгарию, Adam Opel (немецкое подразделение американского автогиганта General Motors) - в Венгрию и Польшу, Ford и Peugeot Citroen - в Польшу. Теперь мировых автопроизводителей интересует уже не просто доступ на рынок, а интеграция инвестиций в Восточную Европу в глобальную схему развития компаний. Польское предприятие Fiat, к примеру, активно обменивается комплектующими с заводами в Южной Америке и Турции. А детали, выпускаемые румынским заводом Dacia, купленным недавно Renault, поставляются на рынки Китая, Индии и ЮАР. Некоторые компании даже решаются производить определенные модели только в странах Восточной Европы. Fiat производит мини-автомобиль Seicento только в Польше, и там же Opel производит микровэн Agila. Немецкий концерн BMW планирует производить свою новую модель небольшого автомобиля либо в Чехии, либо в Венгрии. Наиболее активно инвестировали в Восточную Европу Volkswagen и Daewoo. Первый купил чешскую Skoda, открыл заводы в Венгрии, Польше, Словакии и Боснии. Немецкий гигант планирует перевести в восточноевропейские страны до половины своего производства двигателей. Популярное спортивное купе Audi TT производится только в Венгрии, а новый внедорожник будет производиться в Словакии. Daewoo инвестировала в Чехию, Польшу, Румынию и Украину и даже в какие-то моменты составляла серьезную конкуренцию VW в регионе. Однако банкротство южнокорейской автокомпании положило конец ее планам дальнейших инвестиций в Восточную Европу, а судьба текущих проектов до сих пор не решена. Россия, к сожалению, пока остается на обочине инвестиционной дороги мирового автопрома. На шестом по величине в Европе авторынке в год собирается не более 5000 иностранных автомобилей, тогда как в Венгрии, у которой при социализме вообще не было легковой автопромышленности, - около 150 000. Такие компании, как Fiat, Ford, GM и Renault, уже заявляли о намерении вложить в Россию не менее $100 млн. Однако из-за прошлогодней консолидации на российском рынке на инвестиции решилась пока только GM, на прошлой неделе подписавшая с "АвтоВАЗом" и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) генеральное соглашение о создании СП. Объем инвестиций в проект составит $332 млн, GM и "АвтоВАЗ" получат по 41,5% акций СП, ЕБРР - оставшиеся 17%. (FT, 2. 07. 2001) |