24.04.2004  В 2005-2006 годах ОАО "РЖД" планирует привлечь 2 миллиардов долларов для финансирования капитальных вложений

   ОАО "РЖД" необходимо обеспечить свое присутствие на всех рынках заимствований. Об этом, по данным, полученным корреспондентом ИА REGNUM от пресс-службы ОАО "РЖД", заявил 20 апреля вице-президент ОАО "Российские железные дороги" Федор Андреев, выступая в Лондоне перед участниками ежегодного Российского экономического форума.
   Ф. Андреев отметил, что для ОАО "РЖД" российскими банками ("ТрансКредитБанк", "Балтийский Банк", Сбербанк, "Внешторгбанк", "Росбанк", "Банк Москвы", "Альфа-Банк") открыта общая кредитная линия в размере 23 млрд. 278 млн. рублей, из них компанией выбрано чуть менее 10 млрд. рублей. По его словам, с 1 октября 2003 года (даты создания ОАО "РЖД") ставки привлечения кредитов значительно снизились: если в октябре прошлого года стоимость кредита составляла 16%, то уже к 1 апреля она упала ниже 10%-ной отметки. Таким образом, считает вице-президент ОАО "РЖД", с созданием новой корпоративной структуры и достижением положительных финансовых результатов в первые месяцы работы российские железные дороги получили доступ к дешевым кредитам.
   Компании предстоит решить задачи по оптимизации долга, в частности добиться удлинения сроков заимствований (привлечение инвестиций на срок от 7 до 10 лет), наращивания объемов долга для финансирования капитальных вложений, снижения расходов. По словам Ф. Андреева, "РЖД" намерено воспользоваться всеми доступными источниками финансирования - в частности, речь идет об эмиссии рублевых и еврооблигаций, кредитах международных финансовых институтов, российских банков, связанных кредитах на поставку импортного оборудования под гарантии западных экспортных агентств.
   Ф. Андреев считает, что, с учетом ориентированности ОАО "РЖД" на российский рынок и сложившейся конъюнктуры рублевого рынка, выпуск российских облигаций целесообразен в сумме до 500 млн. долларов на срок до 5 - 7 лет. Ресурсы на более длительные сроки (от 10 лет) и в больших объемах (до 1 млрд. долларов), по мнению вице-президента "РЖД", необходимо привлекать в валюте. При этом объемы валютных заимствований должны соответствовать валютной выручке. Банковские кредиты будут рассматриваться скорее как метод финансирования конкретных проектов или как средство оперативного поддержания ликвидности.
   В 2005 - 2006 годах ОАО "РЖД" планирует дополнительно привлечь 2 млрд. долларов для финансирования капитальных вложений, добавил Ф. Андреев. Рост российской экономики, по его словам, ежегодно увеличивает спрос на грузовые железнодорожные перевозки. Растет и выручка ОАО "Российские железные дороги": если в 2002 году ее объем составил 463,6 млрд. рублей, а в 2003 - 567,4 млрд. рублей, то прогноз на 2004 год – 652,8 млрд., на 2005 – 741,3 млрд., а в 2006 году объем выручки превысит значительно 800 млрд. рублей. При этом доля валютной выручки не превышает 2,5% от всех поступлений: рост валютной выручки запланирован с 500 млн. долларов в 2003 году до 700 млн. долларов в 2006 году.
   Основными задачами развития компании, по словам Ф. Андреева, является рост объемов перевозок (грузооборот - на 21,6%, пассажирооборот – на 8,1% к 2007 году), обновление основных производственных фондов (в 2004 году на эти цели будет потрачено 103,7 млрд. рублей без НДС, в 2005 – 145,5 млрд. рублей, в 2006 – 167,7 млрд. рублей), переход к их расширенному воспроизводству, удлинение среднего срока погашения задолженности компании.