30.04.2004  Регионы УрФО ожидают команды к переходу на "трехлетки"

   Премьер Михаил Фрадков, а вслед за ним министр финансов Алексей Кудрин заявили о начале с 2006 года трехлетнего планирования бюджета. Речь не идет о переходе от годового бюджета к трехлетнему, поэтому российские «трехлетки» будут мало походить на советские «пятилетки». Тем не менее, Кудрин сообщил о том, что основные параметры бюджета на три года будут устанавливаться в законодательном порядке, как и годовой бюджет, и станут «ключевым ориентиром» на каждые три года.
   Минфин предлагает реализовать так называемый принцип «скользящей трехлетки», согласно которому в каждом бюджетном цикле добавляется новый, третий год планового периода, а проектировки первого и второго года базируются на ранее сделанном прогнозе. «Таким образом, несмотря на то, что формально нет никаких ограничений на ежегодный пересмотр ранее утвержденных параметров, перспективный финансовый план оказывается достаточно устойчивым. Как показывает международный опыт, эта техника существенно повышает качество бюджетного планирования», – подчеркивается в материалах министерства. Безусловно, в случае перехода российской экономики на «трехлетки» аналогичный процесс произойдет и в регионах. Насколько они к этому готовы?
   Сотрудники финансовых ведомств субъектов федерации, входящих в Уральский Федеральный округ, в беседе с корреспондентом «Главного Советника» идею перехода к трехлетнему бюджетному планированию назвали позитивной. Однако, по их мнению, для ее реализации на региональном уровне необходимо выполнение нескольких условий.
   Условие первое: стабильное федеральное законодательство. «Ввиду отсутствия необходимой нормативно-законодательной базы невозможно планирование регионального бюджета на трехлетний период», – сообщил «Главному Советнику» сотрудник Министерства финансов Свердловской области, попросивший не называть его имя. – «Мы разрабатываем лишь перспективный финансовый план, но нецелесообразно планировать то, что постоянно меняется, нет основы для прогнозирования. В настоящее время у нас нет нормативов для планирования даже на 2005 год». На первый взгляд, звучит странно, с учетом того, что в Свердловской области разработана и принята Схема развития и размещения производительных сил региона на период до 2015 года.
   Вместе с тем со своими свердловскими коллегами согласен первый заместитель начальника главного финансово-бюджетного управления Челябинской области Андрей Пшеницын. «Сейчас планирование бюджета осуществлять трудно, поскольку законодательная база непредсказуема. Сложно предугадать, какие налоговые поступления оставит региону центр в текущем или следующем году. Но когда депутаты примут поправки к Бюджетному и Налоговому кодексам России, где будут четко закреплены виды налогов и расходные полномочия субъектов Федерации, можно реально составлять трехлетнее планирование», – сообщил Пшеницын «Главному Советнику».
   Выступая в минувший понедельник на Российском экономическом форуме в Лондоне, вице-премьер правительства РФ Александр Жуков заявил, что налоговая реформа должна полностью завершиться в 2005-2006 годах. Ранее Алексей Кудрин сообщил, что изменения в Бюджетный кодекс будут приниматься в начале 2005 года, но в полном объеме изменения вступят в действие с 2006 года. К этому же времени (2005-2006 годы) планируется окончательно урегулировать межбюджетные отношения федерального центра, субъектов Федерации и муниципальных образований. Таким образом, ясность в российском законодательстве в части бюджетного планирования на среднесрочную перспективу наступит не ранее 2006 года. Соответственно, для субъектов Федерации «трехлетки» могут стать реальностью в лучшем случае с 2007 года.
   Условие второе: стабильные мировые цены на экспортную продукцию. От этого в значительной степени зависит финансовое положение регионов УрФО: для Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов – это, соответственно, мировые цены на нефть и газ, для Челябинской области – цены на продукцию черной металлургии, для Свердловской области – речь идет о черной и цветной металлургии плюс международные контракты на продукцию оборонного комплекса. Даже бюджет Курганской области, преимущественно сельскохозяйственной, зависит от мировых цен: насколько успешно Россия продаст свое сырье, настолько велики будут федеральные дотации убыточному региону.
   Спрогнозировать состояние мировых цен на экспортную продукцию регионов УрФО на ближайшие три года – вещь почти фантастическая. Тем не менее, региональные финансисты уже научились ориентироваться в этом тумане, анализируя инвестиции крупных предприятий в собственное производство. «Значительный объем налогов в бюджет Челябинской области поступает от предприятий металлургической отрасли. Их доходы во многом зависят от мировых цен на продукцию черной металлургии. При планировании бюджета это сложно учесть, но это учитываемо. При составлении прогнозов мы черпаем информацию, в том числе и от самих металлургов. Они внимательно изучают конъюнктуру мирового рынка, поскольку осуществляют долгосрочные инвестиции в производство», – сообщил Андрей Пшеницын.
   Вообще следует отметить, что Челябинская область в вопросах среднесрочного планирования бюджета продвинулась дальше всех среди регионов УрФО. «Наша область уже несколько лет участвует в проекте Мирового банка. В рамках этого проекта с 2003 года у нас реализуется подпроект по финансовому планированию. Его суть как раз и заключается в составлении среднесрочного планирования областного бюджета на три года. Планирование осуществляется по всем параметрам доходов и расходов. О «трехлетке» речь не идет. Но если мы строим приоритеты по какой-либо отрасли, мы можем отразить это в бюджете», – отметил Андрей Пшеницын. По его словам, «несмотря на то, что в российской экономике значительная доля принадлежит негосударственному сектору, все равно можно спрогнозировать на среднесрочную перспективу развитие той или иной отрасли, в зависимости от тех условий, которые предлагает государство. У экономики есть свои закономерности».
   В Тюменской области, ХМАО и ЯНАО проблема среднесрочного планирования региональных бюджетов в значительной мере осложняется сохраняющейся неопределенностью в вопросе объединения этих трех субъектов Федерации. Несмотря на заявления о переходе на единый бюджет уже с 2005 года, его основные статьи доходов до сих пор являются предметом острых дискуссий. В этих условиях бюджетное планирование, да еще и на три года вперед, финансистам не представляется возможным без договоренностей между региональными политиками.