27.05.2004 Кредитная бюрократизация Если еще неделю назад задача построения в России системы кредитных бюро была просто важной в рамках реформирования банковской системы, то после того, как президент озвучил свое послание Федеральному собранию, она стала неминуемой. Теперь появление информационной системы с данными о всех нарушителях кредитных договоров стало вопросом времени. И в Государственной думе знают, какого. Вопрос создания кредитных бюро в России поднимался еще десять лет назад, равно как и проблема страхования вкладов. Другое дело, что банки, имеющие дефицит информации о ненадежных заемщиках, как раз в этом вопросе проявляли чрезмерную осторожность. Никто не хотел делиться сведениями о своих клиентах, способных составить счастье любого банка. Вместе с тем, как справедливо было замечено в отчете одного уважаемого международного института, без кредитных бюро и гарантирования вкладов сумма российских банков не может называться "банковской системой" - даже при наличии адекватного Центрального банка. Идея кредитных бюро проста, как все гениальное. При обращении клиента (будь то физическое или юридическое лицо) за кредитом банк запрашивает информацию о потенциальном заемщике у бюро, которое аккумулирует подобного рода информацию. Если клиент ранее брал кредит у другого банка и не вернул его либо просрочил платежи, то это сразу становится известно, и банк соответственно ведет себя с клиентом - то есть или отказывает в кредите, или, например, устанавливает повышенную процентную ставку. Подобные институты работают во всех развитых странах и большинстве развивающихся. Как отметил представитель работающей на этом рынке компании "Инфоскор" Маркус Лемник, в Германии система бюро экономит банкам около 1 млрд. евро на списании невозвратных сумм, однако Россия, как всегда, предпочла пойти особым путем. Многолетние дискуссии о необходимости создания своих бюро как части государственной стратегии в банковском секторе не привели ни к чему. Закон так и не появился (несмотря на большое количество законопроектов), а отдельные возникающие бюро не могли претендовать на "всероссийскость", обеспечивая в лучшем случае обмен информацией между десятком банков. Правда, включение задачи по созданию системы кредитных бюро в стратегию развития банковского сектора и план законодательных инициатив правительства сдвинуло дело с мертвой точки, но без направляющего пинка президента разработка законопроекта все равно "подвисала". Впрочем, дискуссии достаточно унавозили почву. Когда стало известно, что президент в своем послании Федеральному собранию намерен заявить о необходимости создания бюро кредитных историй, все было готово к форсированию процесса, тем более что, не дождавшись законопроекта правительства, группа депутатов в начале мая внесла свой вариант законопроекта. Поэтому 26 мая на "круглом столе", посвященном созданию правовых основ деятельности бюро кредитных историй в России, ничто не помешало заместителю председателя банковского комитета Госдумы Анатолию Аксакову заявить, что закон будет принят уже в этом году. Правда, по его словам, потребуется 3-5 лет для того, чтобы кредитные бюро заработали в полную силу, но в любом случае это лучше, чем никогда. Пока же, по словам Аксакова, необходимо подумать над вовлечением в систему будущих бюро небанковских организаций, которые тоже могут выступать заемщиками (например, ЖКХ, которое имеет множество неплательщиков), и над стимулированием банков к предоставлению информации. Как, в свою очередь, подчеркнул автор предыдущих законопроектов о кредитных бюро, депутат Павел Медведев, предложенный законопроект может стать хорошим компромиссом, приемлемым для всех заинтересованных сторон. Что же касается профессиональных специалистов, то, как заметил директор первого российского Бюро кредитных историй Алексей Волков, законопроект хоть и далек от идеала, но "сейчас главное, чтобы закон появился, чтобы началась непосредственная работа". Чтобы, обращаясь к парламенту в следующий раз, Владимиру Путину не пришлось повторяться. |