09.08.2001 Москва: столичные власти заинтересовались арендаторами заправок Московское правительство решило взбодрить городских бензоторговцев. В июле вышли два распоряжения Юрия Лужкова, согласно которым начаты проверки выполнения инвестиционных контрактов на реконструкцию арендованных у города АЗС, а также освоение земельных участков, выделенных под строительство новых заправок. По результатам этих проверок и АЗС, и участки могут быть изъяты у тех, кто, по мнению властей, не распорядился ими должным образом. Еще в 1993 г. правительство Москвы издало постановление, согласно которому частным инвесторам была предоставлена возможность арендовать АЗС у муниципального предприятия "Московский производственный комбинат автообслуживания" (МПКА) с условием их реконструкции и последующего выкупа. С тех пор частные фирмы взяли в управление и на реконструкцию 138 АЗС. МПКА тем временем несколько раз менял собственников и теперь именуется Московской топливной компанией. Она входит в ЦТК, которая совместно с Sibir Energy формирует сейчас Московскую нефтяную компанию (МНК). Вице-президент МНК Евгений Савостьянов и возглавил комиссию, которая проверяет выполнение инвестиционных контрактов, т. е. обязательств инвесторов по реконструкции заправок. Нынешняя проверка - уже третья по счету. Предыдущие - в 1997 и 1999 гг. - показали, что на большинстве станций реконструкция проведена удовлетворительно и претензии оставались только по 42 АЗС, которые теперь и проверяются. Как сообщил "Ведомостям" один из членов комиссии, наибольшее число проверяемых АЗС находится в ведении компаний "Ассоциация Гранд", "Кедр-М", "Вектор ойл", "Глеско индастриз", "Корпорация Капотня". По его словам, пока проведена только первая часть проверки - "внешний осмотр с выездом на местность". Далее предстоит анализ документации, а итоги предполагается подвести в сентябре. По самым первым прикидкам, говорит он, реконструкция нормально проведена примерно на половине станций. Несколько АЗС, где это не сделано, находятся в промзонах и, скорее всего, в них нет смысла вкладывать деньги. А некоторые расположены в районе прохождения третьего транспортного кольца, и их дальнейшая судьба вообще неясна. Тем не менее какое-то количество заправок, по мнению собеседника "Ведомостей", может быть изъято у их нынешних пользователей. В этом, как он считает, заинтересовано правительство Москвы, стремящееся к увеличению активов ЦТК. Гендиректор одной из проверяемых компаний сказал "Ведомостям", что уже привык к проверкам. "Они проверяли, когда создавали ЦТК, теперь делают МНК и тоже проверяют", - заметил он. Между тем власти, по его словам, сами не выполняют своих обязательств по инвестконтрактам. Они, в частности, предусматривают заключение с инвесторами договоров аренды на землю и имущество, а после проведения реконструкции - выкуп ими АЗС. Ничего этого, говорит гендиректор, не делается - даже в тех случаях, когда инвестор полностью снес старую станцию и построил новую, современную. "Мы в таких условиях серьезных денег вкладывать не рискуем", - сказал он. Одновременно начата проверка освоения земельных участков для строительства АЗС. Неосвоенных и подлежащих проверке насчитывается около 200. Из них порядка 50 находятся на стадии подготовки исходно-разрешительной документации, примерно столько же - на этапе заключения договоров аренды, а остальные - с уже открытым ордером на строительство. Член комиссии отказался назвать "Ведомостям", в ведении каких компаний находятся участки. Он лишь пояснил, что проверка завершится к концу года, а в I квартале следующего произойдет изъятие участков у тех фирм, которые не смогут представить уважительных причин своего бездействия. По мнению президента Московской топливной ассоциации (МТА) Сергея Борисова, навести порядок с арендой АЗС давно пора. "Большинство АЗС прекрасно реконструированы, но их инвесторы до сих пор бесправны - они не являются не только собственниками, но, строго говоря, даже арендаторами станций". Борисов выразил надежду, что после завершения всех проверок власти наконец займутся и этой проблемой. |