19.08.2004  Москва: столичные банки ждет наплыв заемщиков

   Опрос, проведенный RBC daily и call-центром «Горячие линии» группы компаний Imageland, показал, что примерно две трети потенциальных заемщиков в Москве еще ни разу не обращались за кредитом в банки. Причем речь идет не только об экспресс-кредитах, но и о займах на приобретение автомобилей и жилья. Среди респондентов только 28% уже имеют какой-то опыт кредитования, остальные пока готовятся к жизни в долг. Однако граждане не спешат обращаться за деньгами, потому что не доверяют рекламе процентов по кредитам.
   В ходе опроса (в нем приняло участие 300 человек, проживающих в Москве) выяснилось, что среди тех, кто уже одалживал деньги у банка, наибольшей популярностью пользуются кредиты на покупку бытовой техники и электроники (27%) и заем «на неотложные нужды» (20%) – эти средства могут идти на любые цели. За кредитом обращаются тогда, когда совсем не хочется откладывать покупку (33%) или просто невозможно скопить требуемую сумму (36%). Хорошая новость для банков: еще 22% граждан обратятся за кредитом, если не смогут собрать требуемую сумму по знакомым.
   Плохая новость для коммерческих банков – большинство граждан в первую очередь обратятся в Сбербанк, он первым приходит на ум каждому четвертому заемщику. Далее в списке популярности следуют банк «Русский Стандарт» (о нем вспомнили 15% участников опроса) и «Альфа-Банк» (5%). Значительная часть заемщиков – 21% – будет выбирать банк в последний момент. Главным критерием для них станут выгодные условия кредитования (такой ответ дали 67% респондентов) или работа банка в месте продажи товара или услуги. На выбор банка в магазине также могут повлиять продавцы или реклама на ценниках (указания первого взноса по кредитной схеме рядом с ценой вещи).
   «Многие из наших клиентов видели рекламу банка в магазине, – заявили в банке Home Credit Finance Bank. – Рекомендации продавцов также влияют на решение покупателей оформить кредит в конкретном банке». Поэтому большинство банков делает упор на продвижении своих кредитов прямо в местах продажи.
   Впрочем, такая реклама не вызывает полного доверия у потребителей. Так, 42% опрошенных заявили, что при оценке кредита будут в первую очередь смотреть «на реальные, а не рекламные проценты», во вторую очередь они поинтересуются ежемесячным размером выплат (27% респондентов).
   В прошлом году МАП (ныне ФАС) пыталось уличить банки в том, что они не говорят клиентам обо всех нюансах кредитования: в частности, рекламируя проценты по кредитам, «забывали» рассказать о комиссиях за перевод средств и банковское обслуживание. После этого кредитные учреждения стали особо обращать внимание клиентов на те пункты договора о кредитовании, где говорится об условиях погашения займа.
   Возможно, банки и пойдут на большую открытость в сегменте кредитования покупок, однако пока у них нет для этого особых причин. «На рынке экспресс-кредитования нет жесткой конкуренции, – сказал банковский аналитик Михаил Смирнов. – Проблема может возникнуть только в одном случае – если торговая сеть вдруг не захочет работать с тем или иным банком. Такое возможно, когда стороны не могут договориться об условиях организации кредитования». «Говорить о серьезной конкуренции на этом рынке рано, он только начал развиваться и имеет огромный потенциал», – соглашается с мнением консультанта собеседник в Home Credit.
   Впрочем, уже скоро банкам, набившим руку на экспресс-кредитовании, придется привыкать к конкуренции. Как показал опрос, большинство граждан собирается занимать от 500 до 2000 долл. (42% респондентов). Такую сумму уже сегодня можно получить не только в виде целевого кредита, но и в рамках лимита по кредитной карте. Тем более что по кредитке не надо платить за досрочный возврат кредита – такого понятия нет: процент начисляется в зависимости от срока пользования средствами (78% респондентов заявили, что готовы погасить кредит досрочно).
   Показательно, что даже обычные комбанки стремятся приблизить кредиты к карточным стандартам. Правда, подобные продукты не во всем повторяют традиционные банковские карты. Такой кредит, как правило, выдается на определенную покупку либо в торговых сетях – партнерах банка, либо там, где принимают карточки конкретного банка, в то время как полноценная кредитная карта позволяет тратить деньги на что угодно в любом месте, где принимается Visa или MasterCard. Не случайно банк «Русский Стандарт» предлагает своим клиентам и собственные кредитки – они принимаются в регионах присутствия банка – и револьверную кредитную карту.
   По оценкам аналитиков, будущее потребительского кредитования за банковскими кредитными картами, поскольку они позволяют самим банкам лучше знать своего клиента. «Анкетирование (обязательная процедура при выдаче экспресс-кредита) позволяет собирать информацию о заемщиках, однако это разовая информация, в то время как кредитные карты позволяют оценивать клиента постоянно», – приводит пример Михаил Смирнов. «История по кредитной карте всегда хранится в банке-эмитенте, у нас есть данные о движении по счету клиента, их также имеет и платежная система, – сообщили в крупном столичном банке. – Поэтому проблем с контролем за платежами и тратами заемщиков не возникает».
   ИА "Альянс Медиа" по материалам RBC Daily