27.08.2001 Прикамье: инвесторов завлекают при помощи "Рынка ценных бумаг" Под эгидой Пермской финансово-производственной группы готовится специальный выпуск российского журнала "Рынок ценных бумаг", который будет посвящен инвестиционному климату Прикамья (№19 от 5 июня 2001 года). В ходе подготовки этого издания специалисты ПФП - группы провели всесторонний анализ привлекательности региона для потенциальных инвесторов. Картина, по мнению аналитиков, получилась довольно интересной. Никита Белых, вице-президент ПФП - группы: - Начнем с макроэкономических факторов, которые влияют на инвестиционный климат той или иной территории. Если говорить о Пермской области, то она находится по этим показателям в относительно хорошей ситуации: во всероссийских рейтингах входит в первую двадцатку самых привлекательных российских регионов. Факторы инвестиционной привлекательности можно подразделить на объективные и субъективно-качественные. К первым следует отнести, прежде всего, обеспеченность запасами природных ресурсов. С этой точки зрения с нашей областью мало кто может сравниться: по наличию ресурсов она располагается в верхних строках первой десятки самых привлекательных областей РФ. По наличию научного потенциала у нее тоже не слишком много конкурентов. Обеспеченность Прикамья трудовыми ресурсами может удовлетворить самые строгие запросы инвесторов - область обладает высококвалифицированными кадрами как рабочих, так и инженерно-технических работников. Кроме того, в Пермской области достаточно трудоспособного населения, нет значительных перекосов по части демографии (количество пенсионеров не превышает пороговых величин). Средняя зарплата (показатель, который характеризует покупательную способность населения) - одна из самых высоких в Приволжском федеральном округе и в России. Существует ряд субъективных и качественных факторов, которые влияют на общую картину. Реально мы находимся лишь в третьей категории регионов, которые характеризуются умеренным риском и высоким инвестиционным потенциалом. Возглавляет рейтинг Москва - территория с максимально высоким инвестиционным потенциалом и низкими рисками. За нею идут Санкт-Петербург, Московская область и, как это ни обидно, наши соседи - Свердловская область. В третьей категории Пермская область соседствует с такими передовыми (с экономической точки зрения) регионами, как Татарстан и Башкортостан. Можно было бы побороться за более престижное место, если бы не ряд качественных факторов, которые дают "минус". Это - экология (в этом смысле Пермская область не относится к числу благополучных), уровень преступности и, наконец, показатель, на который сейчас обращается максимальное внимание - уровень проработки инвестиционного законодательства. К сожалению, инвестиционное законодательство, регулирующее процесс привлечения инвестиций и их защиту, на региональном уровне проработано недостаточно. В этой сфере мы особыми достижениями похвастаться не можем. Но уже сегодня наметились серьезные тенденции к стимулированию законотворчества на федеральном уровне. С начала этого года очень большое количество законопроектов внесено на рассмотрение Госдумы, часть из них уже принята. Среди них можно отметить пакет законов, касающихся дебюрократизации экономики и упрощения правил выхода на рынок, по принципу, заявленному министром Грефом - "вход на рынок должен стоить 3 копейки, а нарушения правил работы на нем - 3 рубля". Это законы "О государственной регистрации юридических лиц", "О лицензировании отдельных видов деятельности". Подготовлен и принят блок документов, касающихся налогового законодательства в части снижения подоходного налога и налога на прибыль. Принят закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", внесены изменения в закон "Об акционерных обществах". Готовятся изменения в документах, регулирующих нормы бухгалтерского учета. То есть - полный комплект федеральных документов, которые призваны регулировать инвестиционный климат на территории страны в целом. И все это за последние полгода. Никто не говорит о том, что регионы должны принимать местные нормативные акты, опережая Федерацию. Более того, это неоправданно, так как в случае противоречия местных и федеральных актов действовать будут последние. Но очень бы хотелось (и это одна из целей, которую мы преследуем, организуя выпуск журнала) привлечь внимание к региону, объективно поставить местную законодательную власть в такую ситуацию, чтобы она не упустила момента для разработки нормативных актов, стимулирующих инвестиционный процесс. Тогда можно будет говорить о появлении дополнительных факторов инвестиционной привлекательности Прикамья. - Насколько предприятия готовы принять участие в инвестиционном процессе? - Когда мы проанализировали документы, которые предоставили предприятия, стала видна главная проблема: руководители пока смутно представляют, что такое инвестиции. Даже самые "продвинутые" из них. В этом проекте принимают участие предприятия, которые понимают, что к инвесторам надо идти, и которые готовы максимально открываться, предоставлять о себе-"прозрачную" финансовую информацию. И все же пока инвестиции воспринимаются ими только как форма дешевого кредитования для реализации собственных инвестиционных проектов. Среди тех предприятий, которые участвуют в этом проекте, осознание необходимости такой работы находится на высоком уровне: наши партнеры - локомотивы региональной экономики, которые по роду своей деятельности достаточно часто общаются с зарубежными и отечественными инвесторами. По этому журналу можно будет посмотреть, какие из предприятий Пермской области не просто обладают какими-то уникальными ноу-хау, требующими финансовой подпитки, но и внутренне готовы общаться с инвесторами, предлагать формы взаимодействия, готовы принимать и обрабатывать те средства, которые надеются получить. Таких у нас набралось 18. Это нормально. И мы, если можно так выразиться, презентуем потенциальным инвесторам не отдельные проекты, а предприятия в целом, подчеркивая особенности их корпоративной стратегии, работу по продвижению своих акций на фондовом рынке, взаимодействие со стратегическими партнерами, осуществление реструктуризации и пр. Конечно, с помощью одного журнала перешить всех проблем, касающихся инвестиционной деятельности. Наша задача - привлечь внимание к этим предприятиям. Все участники проекта заслуживают внимания со стороны как российских, так и иностранных инвесторов. Очень большой раздел - практически треть журнала - будет посвящен региону в целом. В нем будет общая характеристика Прикамья, его природных запасов, финансового состояния (в части бюджета и организации бюджетного процесса). Есть блок, касающийся инвестиционного законодательства, в частности - защиты, инвестиций, - хотя здесь у нас, как уже говорилось, не самые блестящие позиции. Справедливости ради надо сказать, что аналогичная ситуация характерна для многих регионов, если где-то и есть положительный опыт, то это скорее исключение, нежели правило. Главное - мы идем в правильном направлении. Важно не упустить момент, пока законотворческие процессы очень активно идут на федеральном уровне. Не хотелось бы в следующем году остаться в положении аутсайдеров, когда федеральное законодательство и ситуация в целом уже будут позволять осуществлять те или иные действия на повышение инвестиционного качества, а местная нормативная база еще не будет разработана. |