29.08.2004  Иностранные инвесторы вкладывают деньги в России только в самые быстрооборачиваемые и доходные сферы бизнеса

   Объем иностранных инвестиций в сектор торговли и общественного питания в России в I полугодии 2004 г. уступает лишь вложениям в промышленность. Согласно данным Росстата РФ, объем иностранных инвестиций в российскую промышленность составляет 10,2 млрд долл., объем инвестиций в торговлю и индустрию питания – 6,1 млрд долл. Из них прямые инвестиции составили 379 млн долл., портфельные – 12 млн долл., и 5,7 млрд долл. – прочие вложения. Наиболее активными инвесторами в эти сферы в январе – июле 2004 г. стали Люксембург, Великобритания, Франция и Нидерланды.
   В то же время участники рынка утверждают, что западные компании достаточно инертны в отношении России, поскольку для формирования здесь рынка с развитой инфраструктурой этих вложений недостаточно. Большинство отечественных ритейлеров и предприятий общественного питания развиваются за счет «местных» средств. Более того, ряд экспертов предполагают, что большинство инвестиций поступает в РФ с офшоров, то есть реинвестируются в наиболее доходные сферы бизнеса нашими же предпринимателями.
   «Транснациональные корпорации все чаще думают об организации производства в России для обслуживания рынка СНГ, Восточной Европы, а иногда рынков Европы и Азии в целом», – сообщил в своем апрельском докладе партнер Ernst & Young в СНГ Марк Джарвис. Также, по мнению западных экспертов, такой объем вложений свидетельствует о том, что иностранные топ-менеджеры не оставили без внимания рост некоторых российских отраслей, в частности торговлю и индустрию питания.
   Увеличение западных денежных вложений в торговлю связано в первую очередь с развитием ритейловых технологий в России. Не зря уже второй год подряд международная консалтинговая компания A. T. Kearney называет нашу страну наиболее привлекательным рынком для инвестиций в объекты цивилизованной розничной торговли. «В розничную торговлю в России выгодно вкладывать, так как она является быстрооборачиваемой отраслью с достаточно большой доходностью (от 15% до 40% возврата на вложенный капитал). Уже через год можно получать доход и «отбить» свои вложения. При этом эта сфера бизнеса не требует какого-то капитального строительства», – говорит эксперт РБК Валентин Крохин.
   В то же время он считает, что полученные в первом полугодии 2004 г. инвестиции не являются показательными. «Западные компании могли бы вкладывать в российский рынок организованной торговли раз в десять больше. Тогда в стране намного быстрее можно было бы создать рынок с нормально функционирующей инфраструктурой, – отмечает эксперт. – Пока же иностранные бизнесмены достаточно инертны в отношении России или действуют с очень большой осторожностью. Хотя инвестиционный климат в стране сейчас очень благоприятный».
   С этим мнением согласны и представители российской индустрии питания. «Несмотря на то что ресторанный бизнес в России достаточно прибылен (средний ресторанный проект окупается за 2-3 года), иностранных инвестиций здесь минимальное количество. Многие западные рестораторы зарабатывают на России, продавая свои бренды, но не вкладывают сюда ни копейки. Так, к примеру, работает в нашей стране сеть пиццерий «Сбарро», владельцы которой развивают здесь свой бизнес посредством франчайзинга», – рассказала руководитель ресторанных проектов консалтинговой компании BBPG Мария Тимирбаева. По ее словам, этот бизнес в нашей стране до недавнего времени развивался исключительно за счет средств частных российских инвесторов. «Правда, недавно появились и банковские кредиты. На фоне ужесточающейся конкуренции вкладывать в индустрию необходимо все больше: каждый новый ресторан требует вложений на 10% больше, чем предыдущий», – говорит г-жа Тимирбаева.
   Действительно, некоторые представители корпораций, наиболее активно работающих на рынке в Европе, уклончиво говорят о своих планах в России. Так, уже на протяжении нескольких лет крупнейшая торговая сеть Америки Wal-Mart (также работает и на европейском рынке) периодически заявляет о приходе в нашу страну, но до сих пор этот ритейлер не сделал никаких конкретных шагов по активизации деятельности в России. В связи с этим, считает ряд экспертов, не стоит обольщаться рейтингами инвестиционной привлекательности – в большинстве своем это рейтинги ожиданий, и они не имеют прямой связи с реальными вложениями денег.
   К тому же известно, что стратегия выбора иностранцами стран и регионов для инвестирования, как правило, диктуется развитостью инфраструктуры и возможностями управления рисками, что в свою очередь означает финансовую прозрачность, стабильность и ясность политики стран, выбираемых для вложения финансовых средств. На фоне этого ряд экспертов придерживается мнения, что вложенные в сферу торговли и индустрии питания средства, скорее всего, поступают в Россию из так называемых офшорных зон. То есть реинвестируются нашими же соотечественниками в наиболее развивающиеся сферы бизнеса. «Этого отрицать нельзя. Я согласен с тем, что сюда возвращаются российские деньги. Ведь вложить средства на Западе тоже непросто, поэтому отечественные предприниматели ищут возможности вложить их здесь в самые доходные и быстрооборачиваемые рынки», – сказал представитель торговой сети «Перекресток» Александр Бархатов.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам RBC Daily