15.09.2004  Бум розничной торговли в Москве привел к снижению арендных ставок

   В Москву приходят крупные западные ритейлоры, и это вызывает изменение арендных ставок на торговые помещения. Из числа последних - британская торговая сеть Kingfisher. В течение десяти лет компания намерена инвестировать более 600 миллионов долларов в развитие 60 гипермаркетов на территории России, из них не менее пяти появится в столице. Первый гипермаркет откроется в Москве в 2006 году.
   Американская корпорация Wal-Mart, владелец крупнейшей в мире сети центров розничной торговли, организовала специальную группу для изучения возможности открытия магазинов в России. Кроме того, как говорится в исследовании консалтинговой компании Noble Gibbons, вторая по величине продуктовая сеть в Германии REWE Group планирует до конца текущего года открыть в Москве около 20 супермаркетов под маркой Billa совместно с холдингом "Марта". Оба предприятия на протяжении ближайших трех ? пяти лет собираются инвестировать не менее 500 млн. долл. в совместный проект Billа Russia. Новые магазины будут иметь площадь 2-2,5 тыс. кв. м.
   О планах расширения своего присутствия в России объявил и торговый концерн Metro ? немцы намереваются открыть магазины электробытовой техники Media Market. Увеличивают инвестиции в расширение своих торговых сетей и западные ритейлоры, уже присутствующие на московском рынке. Так, до конца текущего года откроются еще как минимум два французских гипермаркета Auchan, а шведская IKEA наконец пришла к соглашению с правительством Москвы относительно выделения ей трех участков в черте города под новые магазины. Кроме того, финский универмаг Stockmann еще до конца года планирует открыть свой очередной магазин в комплексе "Мега-2". Не отстают от западных ритейлоров и российские участники рынка. Так, "Седьмой континент" на 2005 год запланировал открытие еще 40 своих супермаркетов.
   Согласно исследованию Noble Gibbons, объем инвестиций в строительство площадей в новых торговых центрах в 2004--2005 годах составит около 1,3 млрд. долл., а до 2007 года ежегодно будет вводиться около 400 тыс. кв. м современных торговых площадей, при этом их общий объем в Москве уже превысил 1,5 млн. кв. м. По данным компании ABN-Realty, среди владельцев вновь возводимых комплексов преобладают компании с иностранным капиталом (около 60--65% от общего числа ритейлоров).
   Такая активность инвесторов и ритейлоров на рынке торговой недвижимости уже привела к падению ставок аренды и высвобождению торговых площадей. По данным консалтинговой компании Stiles & Riabokobylko, в конце лета арендные ставки в торговых центрах за пределами Садового кольца снизились на 7,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. К похожим выводам пришли и в Swiss Realty Group ? их исследования показали, что примерно из 45 современных торговых центров, присутствующих на рынке, ставки аренды снизились в половине из них. В среднем уменьшение арендной платы составило 5%.
   Простаивание торговых площадей ? явление, невиданное с конца 90-х годов. По данным Stiles & Riabokobylko, к началу осени невостребованными оставались 2% торговых площадей. Менее оптимистичные результаты исследования приводит Swiss Realty Group: "Уровень вакантных площадей в среднем по рынку несколько возрос ? до 5-7%. Это было связано с активным развитием розничных сетей и появлением новых торговых комплексов. Причем именно в первом полугодии 2004 года стало заметно, что рост доходов москвичей (даже такой высокий ? 23%) не поспевает за увеличением количества торговых помещений. При этом в профессиональных торговых комплексах с продуманной концепцией доля свободных площадей не превышает 3%, а в неудачных проектах она может достигать 8-9%".
   Приход новых крупных игроков, в первую очередь западных, на рынок ритейла может еще сильнее остудить рынок. Аналитики Swiss Realty Group полагают, что снижение доходности инвестиций в ритейл (с нынешних 15-18 до 12-13%), увеличение вакантных площадей, снижение арендных ставок заставят ряд владельцев торговых сетей сворачивать свою деятельность, в лучшем случае ? уступать активы более удачливым ритейлорам. Что уже и происходит. Так, московская розничная сеть "Петровский" (владелец ? БИН-банк) недавно перешла под контроль "Седьмого континента". Это 26 супермаркетов, примерная стоимость которых составляет 130-150 млн. долларов.