19.09.2004  В.Христенко: Интеграция ЕЭП должна быть системной

   Группа высокого уровня (ГВУ) по формированию Единого экономического пространства намерена предложить на встрече глав государств «четверки» в Астане создание наднационального органа - Комиссии по торговле и тарифам.
   Как отметил, выступая вчера на пресс-конференции в столице Казахстана, министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко, если президенты примут решение о создании такой структуры (что изначально предполагалось в рамках ЕЭП), то до июля 2005 года. соответствующее соглашение будет готово к подписанию. На вопрос Казинформа о статусе и функциях создаваемой Комиссии российский министр сказал, что структура пока что является неким правовым каркасом, подразумевающим наличие наднационального органа, функции которого (по количественному и качественному составу) будут определяться по мере договоренностей «четверки» о передаче некоторых полномочий национальных органов в ведение наднационального органа.
   «Комиссия по своему принципу и является тем органом, который должен исполнять наднациональные функции. Но эти функции появляются, когда соответствующая сфера регулирования будет оговорена соответствующим соглашением, предусматривающем передачу функций этому органу», - подчеркнул В.Христенко. То есть, по мере становления ЕЭП с его перспективными целями создания единой тарифной политики, зоны свободной торговли, свободного движения капитала и рабочей силы, функции Комиссии будут возрастать.
   В.Христенко не разделяет мнения о вялотекущем интеграционном процессе в рамках ЕЭП. Напротив, он считает, что за полтора года, с момента оглашения главами Казахстана, Украины, России и Беларуси об интеграции, был сделан рывок как в отношениях между этими государствами и сближении позиций по экономическому развитию, так и непосредственно - в объеме товарооборота. «За прошлый год и за полгода нынешнего динамика товарооборота между нашими странами превышает любые параметры роста за все предыдущие годы», отметил российский министр. В среднем, по его данным, динамика роста товарооборота составляет от 30 до 60 процентов, а у Украины с Казахстаном объем взаимной торговли в этом году вырос почти в 5 раз.
   Этот позитив был отмечен и Президентом Нурсултаном Назарбаевым во время его встречи с Группой высокого уровня. Впечатление же некой заторможенности интеграции, по мнению В.Христенко, объясняется долгой подготовительной работой и системным подходом ГВУ к реальной интеграции. Кроме сближения товарных рынков «четверки», по словам российского представителя, актуальным также является набирающий обороты рынок услуг, «который должен попасть в орбиту интеграции». Также среди главных направлений ЕЭП является вопросы свободного движения капитала и инвестиций, перемещения рабочей силы. Те 29 документов, по выражению В.Христенко, которые в едином пакете будут представлены на встрече глав государств ЕЭП в Астане - «это попытка, не разрушая принципа системности, выделить набор связанных друг с другом документов, которые захватывают и товарный рынок, и спектр услуг, и движение капитала, рабочей силы».
   Кроме того, стороны подошли вплотную к вопросу институционального регулирования экономических отношений в форме Комиссии по торговле и тарифам. Поэтому, отмечая результативность последних двух лет в плане интеграции, В.Христенко назвал предстоящий период работы «не менее амбициозным, если не сказать более». К июлю 2005 года все 29 документов и соглашений, по его прогнозу, должны быть подписаны. «Мы можем и должны подготовить и принять набор документов по переходу на ЕЭП в период до 2007 года», считает В.Христенко. Именно 2007 год, на его взгляд, должен стать последним этапом создания правовой среды для интеграции «четверки».
   Между тем, стороны демонстрируют способность и к решению быстрых задач, одним из которых станет общий принцип взимания НДС по месту назначения, начиная с января 2005 года. Причем, такой принцип будет распространяться на все виды товаров без каких-либо изъятий. Это - общепринятое правило, к которому Россия присоединилась не так давно вслед за Казахстаном и Украиной. Но поскольку потеря НДС от экспорта негативно отражалась на доходах бюджета, российская сторона оговорила некоторые виды товаров (нефть, газ, газовый конденсат), подлежащие изъятию, то есть не подпадающие под этот принцип. «Это не дешевая задача - для российского бюджета потеря НДС стоит немалых денег, не одну сотню миллионов долларов, как, впрочем, и для Казахстана» - пояснил В.Христенко. Тем не менее, все четыре государства готовы со следующего года, исключив какие-либо изъятия, «отдавать» НДС той стране, где реализуется товар.