20.09.2004 Реформа политической системы не повлияет на инвестиционный климат Объявленное президентом Владимиром Путиным усиление вертикали власти оставило инвесторов безразличными. Некоторые из них надеются на снижение коррупции в регионах, а другие указывают на успешный опыт инвестирования в страны даже с тоталитарными режимами. Политические реформы сами по себе бизнесменов не волнуют. “Главное — насколько они отразятся на стабильности власти и инвестиционном климате”, — говорит управляющий директор “Ренессанс Капитала” Александр Перцовский. Между тем вчерашние инициативы президента были ожидаемы, и поэтому фондовый рынок на них почти не отреагировал, отмечает аналитик ФК “УралСиб” Владимир Тихомиров. Индекс РТС прибавил 0,19%, а индекс ММВБ столько же потерял, а объемы торгов на обеих биржах были низкими. Многим экспертам предложение Путина понравилось. Усиление и централизация политической власти сделает Россию в глазах иностранных инвесторов похожей на Китай, где инвестиционный климат лучший среди развивающихся стран, считает руководитель аналитического отдела “Тройки Диалог” Джеймс Фенкнер. Доволен и аналитик ОФГ Кристофер Грэнвилль, который видит в инициативе Путина “стремление повысить эффективность экономики”. Экономические же риски в России выше политических и участники рынка надеются, что изменения в политической системе страны благоприятно отразятся на ее экономических показателях, считает Фенкнер. “Централизация власти должна привести к снижению экономических рисков и коррупции — в первую очередь в регионах, что особенно важно для иностранных инвесторов”, — говорит Станислав Федулов из УК Baring Vostok Capital Partners, управляющей в России тремя фондами прямых инвестиций с совокупными активами $410 млн. Он уверяет, что Baring Vostok не намерен сокращать объем вложений в Россию. Даже те эксперты, которым не по душе новая реформа Путина, критикуют российского президента за ограничение демократии, но признают, что экономика от этого вряд ли пострадает. “В этом шаге мало положительного, кроме усиления власти президента”, — сетует аналитик “Атона” Майкл Хит, добавляя, что “не стоит проливать слезы по поводу падения влияния региональных администраций, ведь население не утратит своих демократических прав и свобод [голосуя по партийным спискам в Госдуму или выбирая региональные парламенты]”. Представители рейтинговых агентств также считают решение Путина ударом по демократии и шагом назад в процессе политического развития, однако, поскольку централизация власти не подрывает экономического развития страны (скорее, наоборот, может ему способствовать), на кредитные рейтинги страны и регионов оно повлиять не должно. “Меня это решение совсем не удивляет, при анализе рейтинга России мы учитывали возможность дальнейшего ограничения роли участников политического процесса — губернаторов, СМИ, депутатов. Мы отмечали, что Россия больше преуспела в переходе к рыночной экономике, чем к демократии”, — говорит Хелена Хессел, ведущий аналитик по Центральной и Восточной Европе Standard & Poor's. На рейтинги регионов переход к назначению губернаторов, по ее мнению, также вряд ли повлияет, потому что он “не затрагивает вопросов проведения бюджетной политики”. “В краткосрочной перспективе это [предложение Путина] не повлияет на рейтинг, дальнейшая централизация власти может быть даже эффективной для продвижения экономических реформ и политической стабилизации”, — полагает Эдвард Паркер, директор группы по суверенным рейтингам Fitch Ratings. Но он отмечает риск, что “в среднесрочной перспективе ограничение политической дискуссии может привести к снижению качества экономической политики”. “Известно ведь, что демократическое, прозрачное общество меньше подвержено коррупции и государственные институты в нем работают лучше”, — добавляет Паркер. Впрочем, аналитики утешаются тем, что примеры успешного бизнеса существуют в странах с самыми радикальными политическими системами. Тихомиров отмечает, что иностранные инвесторы успешно работают в африканских и латиноамериканских государствах “с очень высоким уровнем политических рисков и диктатурой”, а Перцовский напоминает об инвестиционном буме при откровенно тоталитарных режимах в Чили в 70-х гг. и Южной Корее в 80-х гг. прошлого столетия. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Ведомости" |