06.10.2004  Москва: на программу поддержки МП в 2005г. будет выделено 1200 млн руб., на поддержку инновационной деятельности - 200 млн руб.

   В среду в Московской городской думе состоялось пленарное заседание, на котором был рассмотрен в первом чтении проект закона города Москвы «О бюджете города Москвы на 2005 год».
   Как сообщил на заседании основной докладчик по проекту закона, министр финансов правительства Москвы Юрий Коростелев, проект бюджета на 2005 год предусматривает доходы в сумме 393 млрд 670 млн 191 тыс. рублей, расходы в сумме 425 млрд 382 млн 891 тыс рублей, то есть бюджет является дефицитным.
   В качестве приоритетных направлений бюджетного финансирования правительством г.Москвы предлагаются следующие направления бюджетной политики г.Москвы: повышение уровня оплаты труда работников бюджетной сферы; обеспечение обязательств по социальной поддержке москвичей; реализация программы медицинского обслуживания населения; гарантированное выделение бюджетных средств на субсидирование городского пассажирского транспорта, теплоснабжающих и жилищных организаций, льготных категорий и малообеспеченных граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, финансовое обеспечение программы по строительству жилья.
   Ю.Коростелев сообщил, что в 2005 году бюджет столицы несет потери по налогу на прибыль почти в 14 млрд рублей, что компенсируется исключительно положительными прогнозами по увеличению прибыли московских предприятий в 2005 на 30%. Он отметил, что это "зона высокого риска формирования прогноза по доходам". Так, УМНС по г.Москве дает ожидаемые оценки по прибыли почти на 10% ниже. Серьезным ударом по бюджету Москвы стала отмена с 1 января 2005 года налога на рекламу, это обойдется бюджету потерями в сумме 4,6 млрд рублей, а также изменение налоговой базы по налогу на имущество организаций - первоначальный прогноз поступлений в бюджет уменьшен на 4,3 млрд рублей.
   По словам Ю.Коростелева, за III квартал и в целом за 9 месяцев текущего года не обеспечены более 2 млрд рублей поступлений по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), наметилась устойчивая тенденция к сокращению акцизов по вино-водочной продукции и нефтепродуктам, есть серьезные проблемы с обеспечением установленных заданий по поступлениям от аренды нежилых помещений и компенсационным выплатам.
   Также Ю.Коростелев выразил согласие с выводами Контрольно-счетной палаты г.Москвы: проектируемые объемы ассигнований на многие городские целевые программы ниже утвержденного уровня. Это связано с тем, что при утверждении этих программ не учитываются реальные возможности бюджета по их обеспечению и не всегда предлагаемая к реализации программа четко определяет конечный результат. Как сообщил Ю.Коростелев, правительство Москвы в IV квартале рассмотрит вопрос о целевых городских программах, где, выразил надежду министр, будут определены пути решения указанных проблем.
   По словам председателя бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Игоря Антонова, расчетная база бюджета 2005 года, заложенная в основу рассматриваемого проекта, близка к реальной ситуации, если исходить из показателей уровня развития экономики города на конец сентября 2004 года. В частности, в проекте учтено, что исполнение заданий по налоговому источнику идет довольно напряженно. Так, по налогу на прибыль бюджет существенно зависит от платежей нефтяных компаний, которые на сегодняшний день на 2,5 млрд рублей ниже ожидаемых. Однако указанные потери компенсируются за счет роста объема промышленного производства и товарооборота по городу в целом.
   По налогу на доходы физических лиц, сообщил И. Антонов, ситуация также весьма неоднозначна. Задание на 2004 год по этому источнику было увеличено на 4,7 млрд рублей, что составляет 108,8 млрд рублей. Тем не менее за I полугодие в бюджет поступило лишь 46 млрд рублей, что составляет 42,3% от общего объема. Эта тенденция сохранилась и по итогам работы за 9 месяцев текущего года. Увеличение поступления от налога на доходы физических лиц в 2005 году, считает И. Антонов, может быть обусловлено активным ростом доходов граждан от предпринимательской деятельности.
   И.Антонов также сообщил, что в текущем году также происходит реальное сокращение базы налога на имущество в результате проводимой налоговой реформы. Учитывая, что эта база перераспределилась неравномерно: для предприятий реального сектора экономики и промышленности она выросла, а для торговли – сократилась - общая картина для конца года еще четко не просматривается. Ожидать значительного поступления по этому налогу не приходится, отметил И.Антонов. Также он сообщил, что отмена местного налога на рекламу повлечет потери бюджета в размере около 5 млрд рублей, а изменение пропорции перераспределения налога на прибыль – 14 млрд рублей.
   Значительно сокращаются расходы на городскую инвестиционную программу (общее снижение объема финансирования – около 19% по сравнению с уровнем 2004 года), подчеркнул председатель бюджетно-финансовой комиссии МГД. Сохранение темпов развития городской экономики на существующем уровне может быть достигнуто только за счет дальнейшей оптимизации расходов, повышения эффективности использования бюджетных средств, изыскания дополнительных доходов на всех уровнях городского хозяйства, считает он.
   По словам председателя Контрольно-счетной палаты г.Москвы Виктора Двуреченских, КСП считает, что доходы бюджета на 2005 год могут быть увеличены. Это может произойти за счет увеличения НДФЛ, налога на прибыль, налога на имущество предприятий. Так, по расчету КСП, индекс роста балансовой прибыли в 2005 году был принят в размере 1,2. Палата исходила из предположения сохранения уровня мировых цен на баррель нефти в размере 45 долларов. Так образом, доход бюджета от налога на прибыль может составить порядка 160 млрд рублей. Также Виктор Двуреченских сообщил, что каждый последующий год поступления от налога на доходы физических лиц увеличиваются не менее чем в 1,2 раза, темп роста налога за 8 месяцев 2004 года снизился по сравнению с аналогичным периодом 2003 года всего на 1%.
   Кроме того, КСП предлагает увеличить, пусть и незначительно, поступления от налога на имущество. Рассчитывая уровень поступлений этого налога в 2005 году, КСП, в частности, использовала методику, основанную на макроэкономических показателях, на расчете валового регионального продукта. Также были учтены отраслевые показатели по расчету налога и «теневой» оборот, который, как отметил В.Двуреченских, не дает прямого вклада в налоговые доходы, но зависимость от него есть. В 2004 году, по прогнозу КСП, в теневом секторе Москвы обращается 1 трлн рублей, на 17% этот сектор возрастет в 2005 году.
   Выступавшая на заседании председатель комиссии по экономической политики Мосгордумы Ирина Рукина заявила, что удвоение ВВП и ВРП в современных условиях нереально: несмотря на рост объемов производства происходит снижение финансовых результатов деятельности промышленного и предпринимательского секторов.
   Отвечая на вопрос ИА «Альянс Медиа», руководитель комиссии по предпринимательству Виктор Волков сообщил, что есть резервы по доходам, которые не нашли своего отражения в представленном на заседании проекте бюджете. Финансирование программы поддержки малого предпринимательства сохранилось на уровне прошлого года, то есть это сумма в 1 млрд 200 млн рублей. Однако была выделена в отдельную строку сумма в 200 млн на инновационную деятельность. Согласно Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства на 2004-2006гг., предполагалось финансирование в 1 млрд 400 млн рублей, то есть будет недофинансирование. Однако, по словам В.Волкова, правительство имеет право недофинансировать программы, изыскивая позже средства из допресурсов, резервного фонда или учитывая это недофинансирование в бюджетах следующих годов. Но принятая в июле этого года Программа обеспечения субъектов малого предпринимательства нежилыми помещения на 2005-2009 гг., имеющая статус закона, предполагает выделение на 2005 год средств на обеспечение подготовительного этапа ее реализации, но этих денег в бюджете нет. «Корректировки нет, средств нет, мы стоим на грани нарушения своего собственного закона», - сказал В.Волков.
   В результате заседания проект бюджета г.Москвы на 2005 год был принят в первом чтении.