12.10.2004  При оптимистичном сценарии РЖД до 2010 г. инвестирует около 860 млрд. руб. по 3-м группам проектов

   При наиболее оптимистичном сценарии роста рынка перевозок ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) до 2010 г. сможет инвестировать в развитие инфраструктуры около 860 млрд. руб. (в ценах 2004 г.) собственных и привлеченных средств. Из этих средств - около 540 млрд. руб. или 63%, будет направлено на реконструкцию и модернизацию пути, искусственных сооружений, оборудования сигнализации, связи и электроснабжения, что позволит снизить (к 2010 г.) износ инфраструктуры на 57%, сохранить высокий уровень устойчивости и безопасности перевозок. 37% от общего объема инвестиций будет направлено на увеличение пропускной способности железных дорог. Как сообщает пресс-служба РЖД, президент компании Геннадий Фадеев считает, что необходимо дифференцировать проекты развития железнодорожной инфраструктуры на три группы по критерию распределения социально-экономических и коммерческих эффектов от их реализации. К первой группе он отнес проекты строительства железнодорожных линий, направленные на решение социально-экономических, общественных и демографических проблем России и отдельных регионов. ОАО "Российские железные дороги" в настоящее время имеет множество предложений с общей потребностью в инвестициях (до 2010г.) более 120 млрд. руб. К общегосударственным проектам развития железнодорожной инфраструктуры относятся, например: строительство железной дороги до г. Кызыл (Республика Тыва); сооружение железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск; создание и новое строительство скоростных и высокоскоростных линий; вынос железнодорожной линии из зоны затопления Бурейской ГЭС и проекты строительства пограничных переходов. "Специфика этих проектов связана с отсутствием коммерческих эффектов от их реализации для инвесторов и собственников железнодорожных инфраструктур, поэтому такие проекты требуют государственной поддержки, а для части из них необходимо рассмотрение вопроса о реализации на условиях государственно-частного партнерства. Вместе с тем государственно-частное партнерство не может быть универсальным решением для всех задач государственного значения по развитию железнодорожной инфраструктуры. Следовательно, сохраняется необходимость финансирования отдельных проектов и объектов за счет бюджетных средств в рамках федеральной целевой программы - прежде всего, это строительство пограничных переходов и противодействие терроризму", - отмечается в сообщении. Вторая группа проектов - это строительство инфраструктурных объектов для развития отдельных промышленных районов, предприятий и освоения месторождений полезных ископаемых. В данном случае речь идет о строительстве так называемых "капиллярных" линий, обеспечивающих грузопотоки для освоения месторождений полезных ископаемых и выход продукции отдельных производителей на сеть железных дорог. В большинстве случаев такие линии не могут быть отнесены к объектам инфраструктуры общего пользования, так как обеспечивают транспортное обслуживание единственного или небольшого количества предприятий. Для некоторых из указанных проектов реализация на условиях государственно-частного партнерства может стать существенным стимулом к привлечению необходимого финансирования. "На условиях государственно-частного партнерства могут строиться подходы к крупным месторождениям, например, к Эльгинскому, Удоканскому, а также к новым крупным предприятиям", - считает Г.Фадеев. К третьей группе проектов относятся мероприятия, связанные с развитием инфраструктуры общего пользования в целях удовлетворения спроса на перевозки со стороны широкого круга потребителей. К таким проектам относится увеличение пропускной способности существующих магистралей, строительство новых соединительных линий и обходов крупных железнодорожных узлов, реконструкция искусственных сооружений под перспективные стандарты. По мнению Г. Фадеева, финансирование проектов данной группы должно осуществляться за счет собственных и привлеченных средств РЖД. Кроме того, Геннадий Фадеев считает, что через 6-7 лет у российских железных дорог есть серьезный риск столкнуться с дефицитом локомотивов. Для обеспечения выхода на нормальные темпы обновления локомотивного парка необходимо к 2010 г. увеличить выпуск электровозов и тепловозов почти в 9 раз - до 1 тыс. 20 ед. в год.