15.10.2004 Инвестиции обрели хозяина В России появился «главный по взаимодействию с инвесторами»: им назначен руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин. Координировать работу с инвесторами пытались и при Михаиле Касьянове – тогда на это подписали Игоря Шувалова. Менее коррумпированной власть от этого не стала. Инвесторы и эксперты в целом оценивают назначение Сергея Нарышкина позитивно. Как заявил директор Prosperity Capital Management Александр Бранис: «Я не знаю лично этого человека, но он занимает достаточно важную должность в правительстве. У него есть влияние, и он сможет защитить интересы инвесторов. Мы надеемся на эффективное сотрудничество». Александр Орлов, руководитель департамента по международным делам РСПП, пояснил: многие иностранные инвесторы чувствуют себя гораздо увереннее, получив одобрение сделки со стороны правительства, и только в этом случае вкладывают деньги в Россию. «Если государство осуществляет контроль за стратегическими направлениями, лучше, чтобы он был понятным и инвестор входил на рынок на понятных ему условиях. Тогда инвестиционные решения будут приниматься с большей легкостью, – уверен Орлов. – Иначе потом получается, как с ВP, которой теперь, после того как деньги в ТНК вложены, говорят, что по закону о гостайне иностранные инвесторы не могут получить доступ к данным о запасах компании. Лучше о таких вещах знать заранее». К числу «вещей, о которых лучше знать заранее», Орлов относит и госполитику «в области слияний-поглощений компаний национального значения». Интерес к подобным сделкам типичен для большинства развитых государств, только вот в России нет четкой границы того, что именно считается для страны стратегическим ресурсом. Из-за этого и возникают «сюрпризы для инвесторов». Поучительна история с Alcoa – крупнейшей алюминиевой компаний мира, которая купила было у «Русала» два завода в России: Белокалитвинский и Самарский – но напоролась на расследование Федеральной антимонопольной службы, и теперь сделка заморожена, а дальнейшая ее судьба непонятна. Теперь Alcoa «подвесила» переговоры с «Суалом» о покупке «Комиалюминия» – до одобрения сделки правительством. Еще одна засада для инвестора – законодательное ограничение участия иностранных акционеров в капитале ряда компаний (например, в «Газпроме»). Тут попасть в сложное положение немудрено даже самому добросовестному и законопослушному инвестору – акции-то котируются на биржах, и отследить, кому они принадлежат, почти нереально. В свое время Госдума заставила их понервничать, когда всерьез рассматривала вопрос: как убрать из монополии «лишних» иностранцев. Проблем в отношениях инвесторов с государством множество. Для их решения как раз и созданы постоянно действующие Консультативный совет по иностранным инвестициям в России и Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве, которые подконтрольны напрямую премьеру. «Контроль за осуществлением решений совета и комиссии будет во благо, – уверен Александр Орлов. – На встречах инвесторов с правительством звучит масса предложений. Многие из них – те, которые приняты – должны реализовываться конкретными решениями ведомств. Теоретически контроль был: по итогам заседаний расписывается, какое ведомство за что отвечает. Но выполняются решения, прямо скажем, не всегда». Александр Бранис утверждает, что взаимодействие правительства и инвесторов налажено неплохо. «В целом у меня положительный опыт общения с правительством. Мы, безусловно, видели понимание со стороны правительства как в ходе реорганизации РАО ЕЭС, так и в других случаях, в том числе при обсуждении законодательных инициатив, приводящих к вытеснению миноритарных акционеров из АО, – заявил он. – Не всегда правительство полностью соглашалось с нашими предложениями, но, как правило, мы получаем ответы на свои вопросы». Бранис говорил не только от лица компании, но и как заместитель председателя совета директоров Ассоциации по защите прав инвесторов, которой, как правило, удается достучаться до чиновников. Хотя тот же Prosperity Capital Management в числе других миноритариев РАО ЕЭС намучался: планы реформы то и дело менялись. Еще хуже пришлось инвесторам, которые пытались развивать в России проекты в рамках СРП. В кулуарных беседах соискатели признавались, как бесплодно заносили чемоданы с деньгами во властные кабинеты. А иностранные инвесторы, пытающиеся вложить деньги в российские рудные месторождения или построить нефтепроводы, и вовсе нежеланные гости в Белом доме. Во времена, когда главой аппарата правительства был Игорь Шувалов, он имел те же функции в правительстве Михаила Касьянова, что теперь Сергей Нарышкин. А в каждом министерстве экономического блока был чиновник в ранге замминистра, который отвечал за взаимодействие с инвесторами. Тем не менее мы имеем то, что имеем: непроданные Сухой лог и Удокан, проблемы с реализацией СРП и дело ЮКОСа. |