03.12.2004  Рязанская область: создатель калмыцкого оазиса зовет инвесторов в регион

   Творец знаменитого калмыцкого офшора Сергей Мамедов перебрался в Рязанскую область. С его подачи регион принял закон о господдержке инвестиций, где предусмотрен исчерпывающий список льгот, на которые могут рассчитывать компании после упразднения внутренних офшоров. Но бизнесменам этого мало.
   По словам Мамедова, в область его “сразу после выборов” губернатора весной 2004 г. пригласил победивший на них при поддержке блока “Родина” Георгий Шпак. Мамедов стал замначальника регионального управления экономического развития и торговли. Действовавший тогда закон о поддержке инвестиций он незамедлительно признал устаревшим и написал новый. 26 октября закон о господдержке инвестиционной деятельности на территории Рязанской области принял областной парламент.
   В законе приводится исчерпывающий список законных методов госпомощи компаниям. Так, инвестор может получить гарантии Рязанской области по кредитам или взять кредит непосредственно из областного бюджета, вернуть в виде субвенций до 100% налогов, уплаченных в региональный бюджет, или получить инвестиционный налоговый кредит. Рязанские власти могут освободить инвестора от арендной платы за пользование госимуществом и от уплаты 4% от 24%-ной ставки налога на прибыль, транспортного налога и налога на имущество предприятий.
   Конкретный перечень преференций устанавливается индивидуально в инвестиционном соглашении с компанией, а условие для получения господдержки в законе только одно: компания должна зарегистрироваться в Рязанской области, платить налоги в областной бюджет и производить капитальные вложения на территории региона.
   Мамедов говорит, что его закон не имеет ничего общего с печально известными “внутренними офшорами” — Ярославлем и Калмыкией. В Ярославле субвенции выдавали на пополнение оборотных средств, а не на реальные инвестиции, напоминает Мамедов. А претензии к компаниям, которые пользовались калмыцкими льготами, сводились к тому, что размер их инвестиций в экономику республики был намного меньше размера предоставленных налоговых льгот. “В Рязанской области все это невозможно. Объем господдержки напрямую зависит от объема капвложений”, — уверяет Мамедов.
   “Для налоговой оптимизации этот закон малопригоден”, — подтверждает партнер юридической компании “Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин. Предусмотренная в законе процедура получения господдержки слишком громоздкая: нужны многочисленные согласования, внесение изменений в бюджет и инвестиционную программу области. “Схемотехникам” будет трудно соблюсти условие о капитальных вложениях. К тому же все, что предлагают рязанские власти инвесторам, может делать любой другой субъект Федерации, отмечает Тутыхин. По его мнению, рязанский закон будет интересен компаниям, которые планируют создавать производство, но еще не определились, где это делать. “В ситуации выбора между дальним Подмосковьем и Рязанской областью дружелюбное отношение рязанских властей к инвесторам может стать решающим”, — считает Тутыхин.
   “Наличие такого закона — положительный момент, но не решающий”, — возражает Анастасия Кокорева, представитель компании Toyota, которая подыскивает регион для строительства автозавода. “Безопасность инвестиций, уровень внутреннего спроса на товары, которые они собираются производить, возможность обеспечить нормальный уровень жизни для приглашенных специалистов тоже очень важны”, — добавляет представитель General Motors CIS Павел Видэл. А по мнению председателя совета директоров компании “Инмарко” (ищет место под строительство фабрики мороженого) Дмитрия Докина, “никакие налоговые льготы не перекроют двух стандартных проблем провинции: неудобная логистика и дефицит квалифицированной рабочей силы”.
   В Минфине к инициативе рязанских чиновников отнеслись настороженно. Дело в том, что Рязанская область является дефицитным регионом — в 2005 г. дыра в региональной казне достигнет 1,5 млрд руб. при том, что его доходная часть составит около 9 млрд руб. То, что дотационный регион раздает льготы компаниям, неправильно, говорит чиновник Минфина, но запрещать это через поправки в Бюджетный кодекс министерство пока не собирается. Даже если такой запрет и состоится, в законе Мамедова предусмотрена лазейка: все описанные льготы могут предоставлять рязанские муниципалитеты, а они дотационными не являются.