23.12.2004  Инвестиционные риски регионов растут вместе с рейтингом страны

   «Инвестиции получают только регионы-лидеры, остальные же остаются на прежнем уровне, и средний уровень инвестиционных рисков возрастает», - считает руководитель отдела региональных и муниципальных рейтингов агентства «Эксперт РА» Григорий МАРЧЕНКО.
   По его словам, одни инвесторы хотят просто вложить деньги в государственные бумаги, другие собираются вложить средства в конкретное предприятие. Для первых главным ориентиром является рейтинг страны, то есть ее оценка как заемщика, того, насколько она может и хочет отдавать долги. «Если инвестор решил вложить средства в компанию, то ему нужно выбрать регион и компанию, и тут работают уже совсем другие критерии. Если инвестор выбирает между, например, Ярославской и Брянской областями, ему нужны ориентиры, и ориентиры кредитного рейтинга страны и даже региона в этом случае стоят не на первом месте. То, что в области хорошие финансы, еще не означает, что инвестору будет в ней комфортно. Наш рейтинг говорит о том, насколько комфортно и безопасно чувствует себя прямой инвестор в том или ином регионе», - комментирует Марченко.
   По его словам, сейчас все преимущества концентрируются на федеральном уровне, а большинство проблем остаются на региональном уровне. Это видно, прежде всего, в финансовой сфере, поскольку идет перераспределение доходов бюджета в пользу центра. Положение государства, которое выступает в лице федерального центра, естественно, улучшается. «Но мы думаем, что эта ситуация временная, и, по нашим расчетам, риски регионов должны уменьшаться. В условиях проводимой реформы управления многие губернаторы выжидают и не проявляют необходимой инициативы в улучшении инвестиционного климата», - отмечает Марченко, - субъекты у нас разные, но набор функций, которые они реализуют, у них одинаковый. Не все регионы способны в полной мере выполнять полный перечень этих функций. Есть регионы, в которых проживают 100 тысяч человек в трудных природных условиях, но, с точки зрения экономического развития и защиты населения, они должны делать то же, что и крупные центры». В условиях бюджетного перераспределения в пользу центра становится все больше региональных властей, которые не в состоянии выполнять свои функции. Это, в свою очередь, увеличивает региональные риски: социальные, криминальные, политические. Снижается бюджетная обеспеченность и, соответственно, способность региональной власти реализовывать какие-то инфраструктурные и социальные проекты. Кроме того, ужесточается законодательство. Искореняются возможности регионов вводить дополнительные льготы для инвесторов, соответственно, снижается и финансовая возможность предоставления льгот инвесторам. Условия для инвестора становятся хуже, потому что сокращаются выгоды инвестирования. «Из года в год опросы экспертов, которые учитывает рейтинг инвестиционных рисков в регионах, показывают, что главным показателем для инвестора является законодательство - становится все меньше возможностей законно стимулировать инвестора. Ухудшается криминальная ситуация. Основой социально риска является бедное население. Второй фактор, который все больше определяет уровень этого риска, зависит от состояния ЖКХ», - отмечает Марченко. Таким образом, немногочисленные мощные регионы быстро создали благоприятные условия, и ушли в отрыв. Туда идут инвестиции, но основная масса остается на прежнем уровне. Регионов-лидеров не больше двадцати.