23.12.2004  Астраханская область: купить или продать бизнес поможет Магазин действующего бизнеса

   В Астраханской области успешно работает Магазин действующего бизнеса, открытый ООО "Консалтинг АБВ". По словам одного из координаторов проекта "Центр продаж действующего бизнеса" Натальи Черновой, идея организации центра возникла в начале 2004 года. Толчком к этому послужили постоянные объявления в прессе о продаже киосков или небольших магазинов. Так возникла мысль организации центра продаж действующего бизнеса, который смог бы стать не только точкой пересечения интересов продавцов и покупателей, но и гарантом юридической чистоты сделок при передаче имущества.
   По словам Н.Черновой, все объекты купли-продажи могут быть разделены условно на три группы. Первая группа - это малые предприятия и бизнес предпринимателей, продажа которых осуществляется периодически, круг потенциальных покупателей фактически не ограничен и состоит, в подавляющем большинстве, из частных лиц, объем средств для покупки не столь значителен, собственность сосредоточена в руках очень ограниченного круга физических лиц (продавцов), а сам бизнес достаточно прост и унифицирован. Вторая - это средние предприятия, отличающиеся большей индивидуальностью, сложностью бизнес-процессов, распределением собственности, а в числе продавцов и покупателей могут быть как физические лица, так и компании, в том числе крупные. Третья группа - это крупные и средние предприятия, занимающие уникальное положение в силу своего размера или иных характеристик.
   Н.Чернова отметила, что первая группа самая многочисленная. На компании, относящиеся к данной группе, существует стабильный спрос со стороны лиц, желающих инвестировать свои средства, и стабильное предложение. По данным Единого государственного реестра предприятий и организаций, общий прирост малых частных компаний, составлявший до 2003 года в среднем около 5,5% в год, состоит из создания новых предприятий (около 7,2%), а также официальной ликвидации действующих предприятий (1,7%). Несмотря на то, что процент ликвидируемых предприятий достаточно мал, в абсолютных цифрах более 15000 компаний России ежегодно официально ликвидируются, в то время как всегда существует возможность не ликвидировать компанию, а продать ее. Таким образом, общий годовой объем рынка продаж действующего бизнеса при его целенаправленном развитии может быть равен 3-5% от общего числа зарегистрированных малых предприятий в год.