30.12.2004  Уходящий год стал для частных инвесторов сплошным кошмаром

   Главным в банковской сфере, безусловно, стал кризис в мае–июле. Неоднократно излагавшаяся версия банкиров относительно причин его возникновения – неуклюжие действия властей, объявивших в момент начала введения системы гарантирования вкладов о намерении очистить банковскую систему от кредитных организаций, занимающихся незаконными операциями, и о существовании соответствующего черного списка. Пример того, как будут проходить очистительные процедуры, был продемонстрирован более чем убедительный – с Содбизнесбанком расправились довольно быстро. Результат – повальное закрытие лимитов на рынке межбанковского кредитования (мало ли кто еще в черном списке), приведшее к разорению еще ряда банков, поддерживавших ликвидность за счет этих самых кредитов.
   Конечно, действия властей удачными не назовешь – особенно если учесть, что одновременно они всячески способствовали понижению ликвидности банковской системы, оттягивая деньги в стабилизационный фонд. Но и сами банкиры показали полное непонимание ситуации. Во-первых, в начале года они все как один решили сыграть на укрепление рубля с помощью масштабных спекуляций на валютном рынке. Но укрепления не произошло – во многом и потому, что формирование стабилизационного фонда позволяло ЦБ печатать рубли для скупки "лишних" долларов без опасений раскрутить инфляцию. Как результат – убытки банков от этой игры, по экспертным оценкам, составили миллиарды долларов. Во-вторых, о предстоящих зачистках банковской системы (как и о формировании стабфонда) было объявлено заранее, еще в 2003 году, и будь у банкиров чуть больше здравого смыла, они бы могли заранее подготовиться к подобному развитию событий, например, зарезервировав дополнительные средства в виде ликвидных активов.
   Теперь же, после демонстрации подобной неспособности прогнозировать развитие ситуации, доверять деньги банкам, с точки зрения инвесторов, представляется гораздо более рискованным – особенно это касается юридических лиц, не защищенных законом о компенсации вкладов.
   Не лучшее настроение, думается, и у инвесторов, игравших на рынке акций. Про историю с ЮКОСом, от которого государство с непонятным садизмом откусывало кусок за куском, периодически намекая инвесторам, что желает компании только добра и уж точно не хочет ее банкротить, написано, пожалуй, уже достаточно. Хотя это не снимает ответственности и с аналитиков, периодически рекомендовавших клиентам покупать ЮКОС в надежде на то, что "этот наезд – уж точно последний". Есть и еще один провальный эпизод – ралли, устроенное игроками на рынке акций сразу после президентских выборов,– как будто заранее было непонятно, кто победит. Покупали бумаги по принципу "потому что они дорожают". Естественно, за этим ралли последовал резкий обвал, опять-таки показавший "умение" участников рынка реально оценивать ситуацию.
   Все эти колебания рынка в октябре получили наглядное денежное выражение. Западные инвесторы на российский фондовый рынок с началом нового финансового года не пришли, несмотря на присвоение России инвестиционного рейтинга агентством Fitch. Традиционное осеннее ралли на рынке акций было сорвано впервые за последние несколько лет.
   Завершился же год на совсем минорной ноте. Предъявление налоговиками претензий "Вымпелкому" за 2001 год вызвало совершенно неадекватный размерам налоговых требований обвал акций компании, а следом – и всего рынка. Если же учесть и последовавшее за этим падение евробондов Альфа-банка, входящего вместе с "Вымпелкомом" в "Альфа-групп", становится понятно, что инвесторы всерьез опасаются повторения дела ЮКОСа. И что само "дело ЮКОСа" за прошедший год успело перерасти в "синдром ЮКОСа" – теперь любое требование государства платить налоги будет восприниматься как попытка отобрать компанию у ее владельцев. И трудно представить, кто захочет вкладывать деньги в рынок, на котором главный игрок и по совместительству главный судья – государство, действия которого малопредсказуемы и непонятны даже местным участникам рынка.