11.10.2001  В Волгоградской облдуме пересматривают местное инвестиционное законодательство

   Председатель думы Р. Гребенников счел, что законы, которые принимались в 1996—97 годах, устарели, и внес проект закона «Об инвестиционной деятельности в Волгоградской области». Проект обсуждается. Состоялись депутатские слушания на тему «Экономическое развитие региона через совершенствование областного законодательства», а накануне ту же тему обсудил клуб «Деловое Поволжье». При процедурной схожести мероприятий результат у них разный. На заседание клуба по традиции были приглашены промышленники, банкиры и предприниматели. Среди них были и новые люди от новых инвесторов — первый замдиректора АО «Волгоградский моторный завод» Н. Дроздов и финансовый директор ООО «Табачная фабрика «Реемтсма-Волга» Э. Матеус. Законодателей представляли председатель комитета облдумы Е. Сорокин, член Совета Федерации С. Агапцов и зампред комитета горсовета Волгограда В. Новиков. Разговор шел о роли власти, о работе с акционерами, о способах привлечения инвестиций. В числе необходимых условий называли налоговые льготы, наведение порядка в судебной сфере. По общему мнению, нельзя смотреть на бюджет как на источник инвестиций. Высказывалось предложение: дать льготы банкам, кредитующим промышленность на длительные сроки. Как обычно, делились опытом. Президент Русюгбанка Т. Гунькина пропагандировала либеральную модель корпоративного управления. В ОАО «Русюгбанк» ни один из 400 акционеров не имеет блокирующего пакета. Это не помешало банку провести 8 эмиссий акций. Глава волгоградского Сбербанка Г. Полегенько рассказала, как ее банк кредитует заводы, единственный из всех располагая длинными деньгами — 2-летними вкладами.
   Однако главной темой было обсуждение разницы между двумя законопроектами. Помимо названного выше проекта Р. Гребенникова есть еще проект закона «Об инвестиционном поле «Сталинград», его подготовили в горсовете Волгограда. Разница между ними принципиальная. «Областной» проект предполагает договорной порядок предоставления льгот инвесторам (сначала надо заключить договор с администрацией). «Городской» — прямого действия: инвестировал — получи льготу. Эту дилемму в клубе оценили сразу. Споров не было: по общему мнению, льготы должны предоставляться автоматически: без вопросов, реестров, постановлений. Проект облдумы в клубе сочли неработоспособным. Заключение договора с администрацией требует хлопот, которые не по карману даже среднему бизнесу. Когда чиновнику дают право выбора, это почва для коррупции. И если даже договор заключен, но не выполняется одной из сторон, даже прокуратура бессильна, т. к. большинство его условий лежат в сфере хозяйственного права, где бизнес — полный хозяин. «Не надо в законе писать о том, что должно сделать государство для инвестора, надо описать, какие условия инвестор должен выполнить, чтобы получить льготы», — считает Э. Матеус. На эту встречу Е. Сорокин принес с собой материалы исследования «Административные барьеры на пути инвестиций в регионы». Оно проведено под эгидой Мирового банка. Названы основные барьеры на пути инвестора: налоговое законодательство и администрирование, непоследовательная политика, коррупция, инфляция, судебная система. Из-за отсутствия частной собственности на землю инвестор вынужден все время иметь дело с властью. Налоговый режим (особенно план по сбору налогов и штрафов) — источник госконтроля над частным сектором. Наконец, наше регулирование внешнеэкономической деятельности. Инвесторы же хотят видеть порядок, похожий на торговый автомат: вставь карточку с информацией, опусти сбор, получи разрешение. Но это — инвестор. Чего хочет участник депутатских слушаний? На этом мероприятии решили начать с директоров. П. Савенков (АО «Волгомясомолторг») попенял, что все «забегали из-за табачной фабрики», хотя его АО тоже много хорошего сделало. А потом заявил: я, мол, не знаю, что такое инвестиции, раньше ссуду оформишь, — и все... В общем, нужно, чтобы таким АО, как «ВММТ», «выделяли инвестиции». М. Кузнецов (АО «Волгоградэнерго») рассказал, что области нужен закон об энергетической безопасности. Что может быть в этом законе, кроме прямого ему запрета отключать потребителей, директор не раскрыл. О. Болотин (АО «Каустик») рассказал, как Чубайс катается по озеру, а его охраняют на 43% «прочих расходов» в структуре тарифов РАО «ЕЭС», тогда как у самого Болотина прочих расходов всего 7%. В. Москалев (АО «Царица») призвал принять три закона: о преподавании в школе, о русском языке и о легкой промышленности. И даже член правления общественной организации «Предприниматели Волгограда» (ОО «ПВ») Б. Благославов не внес ясности в сакраментальный вопрос: что делать? Он сказал, что законопроекты невнятные, что законодательной основы муниципальных заказов так и нет, что, устанавливая ставки налогов, область берет их с потолка, без расчетов… В этом потоке потерялись выступления депутата горсовета В. Новикова и президента НПФ «Империя» А. Морозова, которые пытались повернуть разговор в сторону принципиальных различий подходов к законодательству об инвестициях. В другом зале того же здания шло заседание с участием первых лиц обладминистрации. Выступавшие на слушаниях смещались туда. В конце слушаний в зале было почти пусто. Депутатские слушания шли без депутатов.
   В заключительном слове Е. Сорокина прозвучала обида. Он сказал, что депутаты всех просили высказать свое мнение, — и через прессу, и даже в письмах. На 109 писем получено 22 ответа, в основном от районных администраций. Плюс 3 (три) предложения от избирателей. И все. Даже пришедшие на слушания, за редким исключением, не прочли розданный проект закона или, во всяком случае, по проекту не высказывались. Почему же получается такая ерунда? В областной думе решается судьба инвестиций в области, — а заинтересованные лица и организации молчат? Конечно, после выступления Б. Благославова нельзя сказать, что ОО «ПВ» отмолчалась, но и назвать это полноценным действием тоже нельзя. У предпринимателей есть множество способов заставить себя слушать, когда хотят, — пользуются. Промолчали и другие. Почему? Некому выступать? Но есть объединения директоров, профессиональные объединения — гильдии, политические движения… Почему молчат? Может быть, не надеются, что их услышат? Разве редко областная дума голосует по принципу: главная фракция сказала «надо», депутат ответил «есть!». Не через обком же КПРФ заходить в думу с льготами для инвесторов… Депутат горсовета В. Новиков считает, что областная дума пренебрегает законодательными инициативами горсовета. Проект о зоне экономического развития на АО «Гипс» лежит в думе год, проект об инвестиционном поле «Сталинград» возвращен в горсовет без рассмотрения на заседании думы. Кстати, и С. Агапцов помянул, что дума так и не приняла окончательно закон о стимулировании роста зарплаты льготами по налогу на имущество. Круг замкнут. Эти молчат, потому что те не слушают, те не слушают, потому что эти молчат. И где из него выход?