16.10.2001 Поток инвестиций в Калининградскую область сдерживается неопределенной позицией федерального центра Впервые за несколько последних лет в регионе зафиксирована положительная динамика показателей инвестиционной активности. По информации председателя комитета по экономической политике калининградской областной думы Юрия Маточкина, инвестиции в основной капитал за первые шесть месяцев 2001 года выросли на 58% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 3804,1 млн рублей. Поступление иностранных инвестиций увеличилось еще больше - на 68% (14,4 млн долларов). Динамика роста внешних капиталовложений в Калининградской области опередила в первом полугодии среднероссийские показатели на 30-40%. Основной объем инвестиций поступил в промышленность (63,5%) и сектор услуг (35%). Что касается промышленности, то рост капиталовложений связан в первую очередь с ТЭК и, в частности, с расширением экспансии "ЛУКОЙЛа", планирующего в 2003 году начать эксплуатацию нефтяного месторождения Кравцовское (Д-6) на шельфе Балтийского моря. Кроме того, значительные инвестиционные вливания получила пищевая промышленность, прежде всего, мясоперабатывающая отрасль, которая активно работает на российский рынок (13% всех мясных консервов на российском рынке произведены в Калининграде). Иностранные инвестиции поступили главным образом в крупные торговые сети и оптовые склады - 9,7 млн долларов (67,4%). Однако подобный локальный во времени рост пока не изменил общей картины. Согласно данным Госкомстата, инвестиционная привлекательность Калининградской области по-прежнему далека от идеала. По иностранным инвестициям за I квартал текущего года регион занял 6-е место среди 11 субъектов федерации Северо-Запада России, а по объему инвестиций в основной капитал первое полугодие принесло Калининграду лишь 10-е место. Хотя в регионе действует федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", предоставляющий предпринимателям ряд существенных таможенных и налоговых льгот, сколько-нибудь серьезных положительных сдвигов в отношении инвестора к Калининграду он пока не принес, хотя с момента принятия закона прошло уже почти шесть лет. Инвестор недоволен Главный "тормоз" для инвестора, желающего вложить деньги в экономику Калининградского эксклава, по мнению Юрия Маточкина, - "отсутствие четкого политического решения по будущему региона". В частности, до сих пор не утверждена правительством Федеральная целевая программа развития Калининградской области до 2010 года, не включены в федеральную инвестиционную программу крупные объекты на территории области, такие, как, например, ТЭЦ-2, строительство которой необходимо для обеспечения энергетической безопасности региона. Отсутствие политического решения задерживает и определение приоритетов развития региона. "Существует набор пожеланий, возможных проектов, внесенных в ФЦП. Причем для многих проектов нет пока даже технико-экономических обоснований", - говорит Маточкин. В этой ситуации многое - хоть, разумеется, и не все, - зависит от политики областного руководства. Пока же, как признаются калининградские бизнесмены, ее содержание оставляет желать лучшего и смена авторитарного Горбенко более либеральным Егоровым принципиально мало что изменила. Так, губернатор на одной из недавних пресс-конференций раскритиковал практику перевода торговых предприятий Калининграда на упрощенную систему налогообложения (действует в регионе с марта нынешнего года в качестве компенсационного механизма в рамках II части Налогового Кодекса). Гнев Егорова был вызван информацией его сотрудников о том, что из-за введения "упрощенки" областной бюджет в первом полугодии недобрал 95 млн рублей налоговых поступлений. Впоследствии конфликт был погашен (выяснилось, что чиновники просто ошиблись), переход на "упрощенку" на официальном уровне получил позитивную оценку, но осадок остался. Администрация старается Однако кое-что местные власти все же пытаются предпринимать. Так в последнее время заметно оживилась работа законодателей по подготовке тактических решений, способных стимулировать рост инвестиций в регион. Инициатива в этой области принадлежит мэрии Калининграда и нескольким комитетам областной думы. "За два года мы создали специальное инвестиционное законодательство на местном уровне", - сообщил начальник отдела инвестиционного планирования мэрии Калининграда Александр Алексеенко. В частности, в начале 1999 года мэрией было приняты два положения, призванных оживить и поддержать инвестиционную деятельность: "О порядке предоставления инвестиционного налогового кредита" и "О регулировании инвестиционной деятельности на территории Калининграда, осуществляемой в форме капитальных вложений". По-видимому, этим и следует объяснять рост интереса инвесторов после нескольких лет затишья. Оживились как россияне с "материка", так и иностранцы. Причем, и это немаловажная деталь, изменился сам принцип отношения инвестора к региону. По словам Алексеенко, "два года назад иностранцы пытались через нас продать свой товар, в последние же полгода все чаще стали поступать предложения о создании совместных предприятий". Из последних крупных инвестиционных проектов Александр Алексеенко выделил строительство норвежской компанией Green Terminals склада-морозильника объемом 10 тыс. тонн для перевалки в Россию рыбы. Стоимость проекта оценивается почти в 2 млн долларов. Пример этот является показательным в том смысле, что иностранный бизнес по преимуществу рассматривает Калининградскую область в качестве стартовой площадки для внедрения на российский рынок. Новые льготы инвесторам Законодательную эстафету мэрии в области инвестиционной политики подхватила в нынешнем году областная дума. Так, в недрах двух думских комитетов - по развитию ОЭЗ в Калининградской области и по экономической политике - "созрел" законопроект "О налоговых льготах предприятиям, осуществляющим инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области". Документ, в частности, предусматривает расширение перечня льгот предприятиям, осуществляющим инвестиции в основной капитал. По словам Юрия Маточкина, работа над законопроектом ведется в тесном сотрудничестве с мэрией и ожидается, что уже в следующем году он будет принят во втором чтении. |