25.10.2001 От привлекательности - к активности Российский парламент на последней сессии принял ряд полезных законов и нормативных актов, которые способны повлечь за собой реальное улучшение инвестиционного климата в нашей стране. Рассмотрим наиболее важные изменения, произошедшие в инвестиционной сфере. Федеральный законопроект "Об инвестиционной деятельности" (подготовлен Минэкономразвития РФ). Сейчас в России существуют два базовых закона для инвестиций - "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капвложений" и "Об иностранных инвестициях". Оба содержат декларативные нормы для инвесторов и множество отсылок на другие законодательные акты и инструкции. Для иностранцев закон выстраивает еще более длинную процедуру согласований и требует предоставления значительно большей документации, чем для российских инвесторов. Принятие закона "Об инвестиционной деятельности" предполагает отмену двух ныне действующих законов. Новый закон восполняет пробелы, связанные с участием государства в инвестиционной деятельности. К возможным формам участия государства в инвестиционной деятельности помимо налоговых льгот, субвенций, субсидий, возмещения процентных ставок по коммерческим кредитам, добавились такие, как установление льготных цен и тарифов на государственную продукцию и продукцию естественных монополий, а также предоставление гарантий от неблагоприятного изменения законодательства. Закон также обязывает государство вести единый реестр приоритетных проектов и контролировать объемы предоставления государственной поддержки. Основным же положением законопроекта будет то, что условия вхождения в российский рынок отечественных и иностранных инвесторов станут равными, будет установлен единый для всех порядок получения прав и разрешений на реализацию инвестиционного проекта. Федеральный закон "О налоге на прибыль". Более понятные и прозрачные механизмы налогообложения зафиксированы и в новом законе о налоге на прибыль, который вступит в силу с 2002 года. Российская пресса уже успела сравнить его с законами такого налогового рая как княжество Монако. Согласно этому закону, например, от уплаты налога на прибыль полностью освобождаются все иностранные компании, работающие в России менее одного месяца, оффшорные организации, работающие в России не через постоянные представительства, иностранные компании, получившие доход от спекуляций с российскими ценными бумагами. Федеральные законы "Об акционерных обществах" и "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", Кодекс корпоративного управления. Среди экономистов бытует мнение, что рассчитывать на большой приток иностранных инвестиций в Россию не следует, потому что в нашей стране не развито корпоративное управление. Однако законодатели потрудились и в этом направлении, приняв изменения и дополнения к законам: "Об акционерных обществах" и "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". Важным шагом на пути решения проблем корпоративного управления в России должно стать и принятие общероссийского Кодекса корпоративного управления. Работа по его написанию началась в ФКЦБ еще прошлой осенью и должна завершиться к ноябрю 2001 года. Как видим, новые законы могут значительно облегчить работу иностранных компаний на территории России и даже предоставят им возможность вообще не платить налоги. Взамен российское правительство надеется привлечь в страну новых инвесторов. Однако, как отмечают многие эксперты, мировая экономическая реальность не способствует притоку в Россию иностранного капитала. Цивилизованные страны оказались перед угрозой мирового терроризма, на фоне экономической рецессии в США снижаются инвестиции в активы развивающихся рынков, ухудшается кредитный рейтинг крупнейших заемщиков. Кроме того, аналитики предсказывают приостановление экономического роста в России по причине снижения мировых цен на энергоносители, усиления долговой нагрузки на экономику страны в 2003 году и роста тарифов естественных монополий. В таких условиях становятся актуальными проблемы привлечения внутренних ресурсов или, другими словами, средств граждан России. Законопроект "Об индивидуальных инвестиционных схемах" и изменения в главу 23 НК "О налоге на доходы физических лиц" (будут внесены в Думу до конца 2001 года, вступят в силу, предположительно, в середине 2002 года). Концепция индивидуальных счетов граждан направлена в правительство Федеральной комиссией по ценным бумагам. В ней, в частности, предполагается, что налог с дохода граждан, направленного на долгосрочное инвестирование, взимать при выводе средств со счета. То есть уплачиваться налог будет не сразу. Кроме того, доход от инвестиций, согласно законопроекту, будет облагаться по регрессивной шкале в зависимости от срока вложений - чем дольше срок, тем ниже ставка. Средства с индивидуального счета можно будет вкладывать в ценные бумаги компаний приоритетных отраслей. Их предстоит определить правительству, как и ставку налога, и максимальный размер ежегодного дохода гражданина, который можно будет направлять на долгосрочное инвестирование. Следует отметить, что на эту схему будет распространяться "дедушкина оговорка": ставка налога будет такой же, как в момент зачисления средств на индивидуальный счет гражданина. Возможно в будущем в целях повышения эффективности фондового рынка и работы на нем физических лиц, налогообложение дивидендов граждан будет приведено в соответствие с уровнем налога на доходы и будет принят закон о закрытых паевых инвестиционных фондах. В целом, ожидаемые преобразования должны послужить серьезным стимулом для притока частных инвестиций на фондовый рынок. Отечественная экономика обладает значительными внутренними инвестиционными ресурсами. По самым скромным оценкам, в нее может быть вложено не менее 700 млрд. рублей, принадлежащих гражданам России. В идеальном варианте, такие капвложения должны стать долгосрочными и обеспечивать гарантированный рост капитала, увеличивая при этом экономическую "сознательность" граждан - ведь собственник акций владеет долей в национальной экономике. Вышеперечисленные изменения в российском законодательстве в основном касались налогообложения частных лиц и иностранных инвесторов. Как известно, налогообложение представляет собой один из наиболее действенных инструментов реализации государством целей экономической политики. Придание инвестиционной направленности налоговой системе России способно помочь сохранить высокие темпы экономического роста. Все планируемые преобразования отечественной налоговой системы, бесспорно, со временем окажут самое позитивное воздействие на состояние рынка инвестиций. Рассмотрим другие источники развития инвестиционной деятельности. Банковское кредитование. Мощным источником инвестиционного финансирования может стать российский банковский капитал. По некоторым оценкам, в этом году объем банковского кредитования увеличился на 17-20%. Для более значительного привлечения средств банков необходимо привести в соответствие уровень рентабельности реального и финансового секторов. Другими словами, для того, чтобы обеспечить переливание капитала из финансового сектора в реальный, следует снизить доходность государственных и корпоративных ценных бумаг, иначе инвестирование в производство будет для банков невыгодным предприятием. Возможно и образование специальной системы инвестиционных банков с особыми условиями функционирования (либо придание таковых функций Сбербанку РФ). Поскольку банковские кредиты вряд ли смогут покрыть все потребности в инвестициях, они должны сочетаться с самофинансированием или государственной помощью. В настоящее время ЦБ РФ рассматривает возможности финансирования коммерческих банков под залог векселей, полученных ими при кредитовании промышленных предприятий. Существуют и другие формы государственной поддержки инвестиционных проектов, имеющих значимость для развития экономики области. К примеру, банк кредитует, а администрация области предоставляет гарантии, льготы и другие формы поддержки в соответствии с действующим законодательством. Привлечение инвестиций через фондовый рынок (портфельные инвестиции). В структуре внебюджетных источников инвестиций в основной капитал значительное место занимают прогрессивные способы привлечения финансовых средств через фондовый рынок. По данным отчета Минэкономразвития РФ, объем только иностранных портфельных инвестиций в I полугодии 2001 года вырос в 4,7 раза ($240 млн.). Сейчас есть все основания говорить о буме на рынке корпоративных облигаций. Ежемесячно на рынок выходят несколько новых эмитентов и объем рынка превышает уже 50 млрд. рублей. Для сравнения, объем рынка ГКО-ОФЗ составляет около 190 млрд. рублей. Некоторые экономисты полагают, что в течение двух-трех лет рынок корпоративных облигаций в России будет сопоставим по объему с рынком государственных ценных бумаг. Сложнее обстоит дело с размещением российских акций на международных рынках капитала. Например, в прошлом году состоялись только два публичных размещения ADR - компаний "МТС" и "Вымпелкома". В качестве возможного объяснения не слишком удачного привлечения средств иностранных инвесторов можно выдвинуть нестабильность макроэкономической ситуации в мире. В перспективе российское правительство планирует заняться созданием и развитием рынка Российских Депозитарных Расписок эмитентов стран СНГ и Восточной Европы. В стране существует и небольшой опыт венчурного инвестирования (например, венчурный фонд в Самарской области) - капиталовложений в наиболее рискованные предприятия, способные приносить большую экономическую отдачу. На практике наиболее часто встречается комбинированная форма венчурного инвестирования, при которой часть средств вносится в акционерный капитал. Гораздо реже - в виде предоставления инвестиционных кредитов. Российский фондовый рынок в будущем должен располагать целой системой финансовых инструментов, опирающихся на деятельность предприятий реального сектора и обеспечивающих формирование их оборотного капитала. Добрый задел в этой области уже имеется. В начале сентября Московская фондовая биржа получила лицензию на торги товарными активами и производными ценными бумагами, к числу которых можно отнести товарные и складские расписки, складские свидетельства, варранты. Кроме того, участники рынка связывают появление инвестиций с планируемой реформой пенсионной системы, когда негосударственные пенсионные фонды будут получать в свое распоряжение большие "длинные" деньги и размещать эти активы через паевые инвестиционные фонды на фондовом рынке. При благоприятных условиях размер портфельных инвестиций в России может достигнуть $5 млрд. в год. Косвенные меры. Инвестиционная привлекательность нашей страны, несомненно, возрастет после сокращения размера обязательной продажи части экспортной выручки (с 75% до 50%), снижения ставки налога на прибыль (с 35% до 24%), вступления в действие земельного кодекса. На очереди - реформы на рынке недвижимости, создание государственных инвестиционных компаний и центров международного сотрудничества и содействия инвестициям, список можно продолжить. Подводя черту, можно констатировать, что реализация важных экономических реформ и наблюдающаяся в течение последних двух лет экономическая стабильность, способствуют развитию инвестиционных процессов. Об этом, в частности, заявил и министр финансов США Пол О Нил во время своей недавней поездки в Россию. По его словам, администрация США намерена содействовать привлечению частных западных инвестиций в российскую экономику по мере создания в нашей стране максимально благоприятных для инвесторов экономических зон. "Вероятность успеха экономических преобразований в небольшом регионе, - говорит Пол О Нил, - гораздо выше, нежели в масштабах всей страны одновременно". Каждым из трех субъектов федерации, входящих в состав Тюменской области, еще два-три года назад были приняты законы в сфере инвестиционной деятельности: "Об инвестициях", "Об инновационной деятельности", "Об инвестиционной деятельности" и ряд других. В этих законах дается структура формирования инвестиционной программы в Тюменской области (социальный, коммерческий и инновационный блоки), направления и виды государственной поддержки (предоставление гарантий, льготное налогообложение), а также содержание инвестиционного процесса. Однако, до апреля 2001 года в администрации Тюменской области не существовало департамента, который занимался бы исключительно оценкой, отбором, регистрацией приоритетных инвестиционных проектов, эти функции "распылялись" между другими отделами. Возможно этим объясняется относительная эффективность работы в сфере инвестиций. Теперь в администрации области создан инвестиционно-промышленный блок, который включает в себя департаменты инвестиционно-кредитной политики, промышленности, межрегиональных связей и торговли. Собрано более 200 проектов и бизнес-планов по всем отраслям промышленности. Основные направления - это сельское хозяйство, строительство, пищевая, легкая, фармацевтическая промышленность. Особое внимание предполагается уделить развитию сельского хозяйства. Так, недавно губернатор подписал распоряжение о разработке комплексной целевой программы развития сельского хозяйства. Сельхозпроизводители уже начали получать увеличенные дотации из областного бюджета на пополнение собственных оборотных средств. Возможные формы сотрудничества, которые предлагаются предпринимателям, обратившимся в департамент инвестиционной политики, разнообразны: это и кредиты, и соучредительство, и раздел готовой продукции, и финансовый лизинг. Привлечение инвестиций идет по нескольким направлениям - департамент ведет переговоры с внебюджетным Фондом развития и поддержки предпринимательства Тюменской области (за счет внебюджетных источников им привлечено уже более 30 млн. руб.), Европейским банком реконструкции и развития, тюменскими банками, инвестиционными компаниями из Москвы и из-за рубежа. В конце июня этого года в Москве состоялась презентация нашего региона. Вниманию иностранных дипломатов, журналистов, депутатов было представлено несколько инвестиционных проектов (ТНК-Уват, Тобольский промышленный узел (СИБУР), тепличное хозяйство "Пригородное"), которые вызвали активный интерес у иностранных партнеров, увеличился поток встречных предложений о сотрудничестве из Швеции, Италии, Финляндии, Китая. Уже в следующем году совместно с Министерством экономики Нидерландов начнется финансирование проекта расширения тепличного хозяйства ОАО "РИТЗА" общей стоимостью до 5 млн.долларов США. В начале октября в Москве прошла презентация и Ханты-Мансийского автономного округа, в рамках которой состоялась выставка инвестиционных проектов окружного значения. В целом, за полгода работы фонд поддержки и развития предпринимательства при департаменте инвестиционно-кредитной политики администрации Тюменской области привлек для реализации перспективных проектов около 300 млн. руб. Финансовую поддержку получили 38 предприятий. Самые крупные кредиты достались Винзилинскому заводу по выпуску строительных материалов нового поколения (50 млн. руб., финансирование совместно с "Тюменьэнергобанком") и мебельной фабрике "Заречье" (26 млн. руб.). Тем не менее, главные надежды все-таки возлагаются на администрации автономных округов. Так, благодаря тесному сотрудничеству с правительством Ханты-Мансийского автономного округа появилась возможность завершения строительства завода готовых лекарственных средств уже в этом году. За 7 месяцев текущего года в экономику юга области с помощью Правительства ХМАО поступило более 30 млн. долл., на реализацию небольших проектов выделено более 270 млн. руб. В целом, объем инвестиций в основной капитал по югу области вырос на 133%. К концу 2001 года в администрации области должна завершиться разработка проектов программ развития основных отраслей промышленности на ближайшие пять лет. В связи с этим, администрация Ханты-Мансийского автономного округа планирует выпустить целевые облигационные займы для финансирования некоторых инвестиционных проектов на территории округа. При реализации инвестиционных программ региональным властям необходимо также развивать систему страхования инвестиционных рисков за счет создания гарантийных фондов и государственных инвестиционных ресурсных компаний. На уровне правительства России планируется выработать специальную федеральную программу развития Тюменского региона. Таким образом, области будет отведена особая роль в рамках программы развития северных регионов. Учитывая все это Тюменская область может со временем стать чем-то вроде резервации для иностранных и отечественных инвесторов. Безусловно, кредиторы должны быть уверены не только в высокой окупаемости их инвестиций, но и в минимизации инвестиционных рисков, к числу которых в нашем регионе, в первую очередь, нужно отнести: экологический, законодательный, криминальный. Развитие фондового рынка области - отдельная и важная тема. В соответствии с классификацией российских регионов по уровню развития фондового рынка, которая была проведена журналом "Рынок ценных бумаг", Тюменская область отнесена "привлекательной с активно формирующимся фондовым рынком". Совершенствование фондового рынка позволит обеспечить приток портфельных инвестиций в наш край и его включение в национальный и мировой рынки. |