12.08.2005  Заемщики боятся предоставлять информацию о себе в кредитные бюро

   Вчера в Центральном доме предпринимателя состоялась конференция на тему: «Кредитные истории: в ожидании БЮРОтизации», посвященная началу работы в России бюро кредитных историй. С докладом «О проблемах невозврата и просрочки платежей по банковским кредитам как предпосылках создания бюро кредитных историй» выступил Валерий Кардашов, первый вице-президент ЗАО «Метробанк».
   Он заявил, что рынок потребительского кредитования растет. Мониторинг этого рынка, проведенный Метробанком, показывает, что 36% рынка занимает ипотечное кредитование, 28,5% - кредитование в целях покупки бытовой техники, 25% - кредиты на автотранспорт, остальное - целевые кредиты. Однако, сообщил В.Кардашов, 35% клиентов банков по-прежнему сомневаются в надежности банков, 20% - плохо осведомлены об услугах банка, 15% недовольны технологиями. Именно поэтому, считает он, в список бизнес-идей, которые заложены в развитие бизнес-кредитования, кроме продуктов кредитования, рекламы, маркетинга, технологий необходимо закладывать и эффективную борьбу по профилактике и минимизации просроченных задолженностей по потребительским кредитам.
   Тенденции потребительского кредитования, по его словам, таковы, что снижаются первоначальные взносы, ускоряется время выдачи кредитов, в связи с чем снижается качество проверки клиентов и у банков возникают дополнительные риски. Для предотвращения таких рисков В.Кардашов предложил использовать психологические тесты, показав то, как они работают на примере Метробанка.
   В случае, если человек отказался предоставлять информацию в бюро кредитных историй либо вообще никогда не пользовался кредитом, банки не будут отсекать таких клиетов сразу, заверил он. Однако со временем, когда система кредитных бюро будет развита, заемщику без кредитной истории будет нелегко взять кредит. По его словам, необходимость бюро кредитных историй для банков обусловлена совокупностью следующих факторов: наличием качественной информации как фактора благонадежности, необходимостью проверки качества обслуживания клиентов по предыдущим задолженностям, неспособностью банков самостоятельно качественно и быстро оценить подлинность документов и реальное место жительства заемщика.
   Немаловажной проблемой В.Кардашов назвал то, что банки сегодня тратят очень много на создание своих "борт-листов", в которых осуществляется проверка недобросовестных заемщиков, но меньше тратят на развитие самого бизнеса. В результате рынок потребительского кредитования развивается не теми темпами, которые хотелось бы иметь для развития экономики.
   По словам В.Кардашова, в настоящее время, когда бюро кредитных историй еще не развиты, банки слишком много внимания уделяют недобросовестным заемщикам и не поощряют добросовестным заемщимков, что неправильно. Кроме того, согласно исследованию, проведенному «Метробанком», крупные банки зачастую не хотят делиться информацией о заемщиках, что не дает возможности качественному развитию потребительского кредитования в России.
   Заемщики, в свою очередь, боятся передавать сведения о себе в кредитные бюро, потому что не верят в сохранение конфиденциальности предоставленной информации, а также боятся ее подмены, сообщил В.Кардашов. Пока, отметил он, процент отказавшихся предоставить информацию о себе в кредитное бюро превышает процент согласившихся. Клиенты пока предпочитают отмолчаться нежели увидеть информацию о себе там, где это было бы для них нежелательно.
   Как заявил В.Кардашов, Метробанк пока не намерен понижать рейтинг клиента, отказавшегося предоставлять информацию для кредитной истории, а пытается его оценить собственными силами. В.Кардашов также порекомендовал банкам включать пункт о согласии заемщика на предоставление информации в кредитные договоры, а не пытаться обхитрить клиентов, делая эту запись незаметной для клиента.
   Председатель российского отделения Международной конфедерации потребителей Дмитрий Янин выступил в защиту потребителей. Он посоветовал потребителям пользоваться своим законным правом и один раз в год просматривать свою кредитную историю, дабы избежать ошибок в указанных данных. Он считает, что наряду с развитием бюро кредитных историй необходимо принятие закона «О потребительском кредите», а также изменение рекламного законодательства, в частности, следует запретить банкам занижать процентные ставки по кредитным продуктам. Министерство финансов РФ, как сообщил он, внесет в правительство проект закона о потребительском кредите уже осенью 2005 года. Д.Янин уверен, что принятие этого законопроекта предоставит возможность новым игрокам выйти на рынок, потеснив лидеров потребительского кредитования, а также снизить агрессивный маркетинг кредитных продуктов.