30.11.2001  Можно ли избежать долгового кризиса

   Несмотря на оптимистичные заявления правительства об обуздании инфляции и сохранении позитивной динамики инвестиций, экономические субъекты, в первую очередь население, коммерческие банки и инвесторы, озабочены ближайшими перспективами развития экономики. Причина - проблемный 2003 год, когда выплаты по внешнему государственному долгу достигнут пика - порядка 19 млрд долл. Ситуация усугубляется ухудшением конъюнктуры мирового рынка и начавшейся рецессией экономик развитых стран. Для решения долговых проблем правительство нашло выход в создании финансового резерва начиная с 2002 года. При этом придется решить ряд вопросов: каков необходимый объем финансового резерва, достаточно ли в распоряжении правительства источников для его формирования и как следует использовать финансовый резерв?
   Создание финансового резерва реально. Для его формирования могут быть использованы следующие позиции, на которых стоит остановиться подробно.
   Целевые взносы в финансовый резерв Основу финансового резерва составляют целевые отчисления, которые в проекте закона о бюджете на 2002 год предусмотрены в объеме 109,77 млрд руб. (3,48 млрд долл.). Эти средства предназначены для погашения государственного долга в 2003 году или его досрочного выкупа. Данные средства могут быть использованы и в 2002 году.
   Нераспределенные допдоходы прежних периодов Как показывает практика последних лет, доходы бюджета, как правило, превышают бюджетное задание. В результате образуются нераспределенные дополнительные доходы. Например, по данным Минфина России, по состоянию на 1 января 2001 года остатки средств, не связанных обязательствами, составили 33,7 млрд руб. (1,2 млрд долл.) и сложились в большей части за счет перевыполнения плана 2000 года по доходам в сумме 28,9 млрд руб. (1,03 млрд долл.).
   Нераспределенные допдоходы текущего года В 2001 году дополнительные доходы бюджета только в январе-сентябре составили 224,2 млрд руб., или 7,74 млрд долл., и, по оценкам, превысят 300 млрд руб. (10,2 млрд долл.) по итогам 2001 года. К факторам появления дополнительных доходов бюджета можно отнести повышение уровня собираемости налогов в результате легализации части теневого бизнеса. Благотворное влияние также оказала либерализация налогообложения (унификация ставки подоходного налога, введение регрессивной шкалы единого социального налога). Допдоходы бюджета также возникают в результате более значительного роста внутренних цен по сравнению с прогнозными оценками инфляции, на основании которых рассчитывались основные параметры бюджета.
   Экономия бюджетных средств Одним из источников пополнения финансового резерва может быть экономия средств по отдельным расходным статьям бюджета, в том числе: экономия выделенных средств на обслуживание внешнего долга в связи с более высоким относительно прогноза курсом рубля к доллару США, то есть за счет курсовой разницы; экономия средств по другим статьям.
   Экономия на курсовой разнице возникает за счет более медленного (по сравнению с заложенным в бюджет) удешевления рубля по отношению к доллару. Эта экономия, по нашей оценке, составила за январь-сентябрь 2001 года около 200 млн долл.
   Что касается экономии средств по другим статьям, то здесь особое внимание стоит обратить на статьи расходов, которые при определенных обстоятельствах будут не исполнены или исполнены частично, при этом у бюджета не возникнет задолженности перед бюджетополучателями. Например, расходы на предоставление гарантий по внешним заимствованиям: в бюджете на 2001 год на эти цели заложено 930 млн руб. (31,7 млн долл.), которые могут быть не потрачены в полном объеме.
   Иностранные активы Минфина России К финансовому резерву можно отнести иностранные активы Минфина. Так, на балансе Минфина находятся ценные бумаги, номинированные в валюте. В том случае, если данные бумаги являются высоколиквидными, то они могут рассматриваться как составляющая финансового резерва. Например, по состоянию на 1 июля 2001 года средства Минфина в ценных бумагах, номинированных в валюте, составили 62,8 млрд руб., или 2,2 млрд долл. (по курсу на конец июня). С учетом переоценки этих бумаг итоговая сумма может возрасти.
   Неснижаемый остаток денежных средств на счетах по учету средств федерального бюджета К финансовому резерву можно отнести остатки средств на счетах по учету средств федерального бюджета (без учета остатков средств на лицевых счетах бюджетополучателей), которые связаны обязательствами. Как показывает практика, на бюджетных счетах постоянно присутствует определенная сумма средств. Этот неснижаемый остаток бюджетных средств можно отнести к "резерву с возвратом" и использовать в периоды пиковых платежей по долгам.
   Основным источником неснижаемого остатка на счетах по учету средств федерального бюджета является хроническое недофинансирование расходов бюджета в целом (непроизведенное финансирование) в силу различных причин, в частности из-за несвоевременного представления необходимых документов в Минфин. Искусственное недофинансирование расходов также может служить временным источником средств для погашения основной суммы госдолга, но впоследствии эту сумму все равно придется выплатить бюджетополучателям. Также следует учитывать остатки средств на лицевых счетах бюджетополучателей, то есть средства, перечисленные бюджетополучателям, но не востребованные ими (вовремя и временно). В 2001 году появилась тенденция к увеличению остатков средств на этих счетах. Данные средства также являются временным источником для пополнения финансового резерва (своего рода беспроцентный кредит), так как рано или поздно эти средства должны дойти до конечного получателя.
   Например, по состоянию на 1 января 2001 года остатки средств на лицевых счетах бюджетополучателей составили более 35 млрд руб. (1,24 млрд долл.), а на 1 июля 2001 года только в территориальных органах федерального казначейства они составили 68,835 млрд руб. (2,37 млрд долл.). Здесь необходимо учесть и средства на лицевых счетах бюджетополучателей в составе остатков средств на счетах ГУФК (Главное управление федерального казначейства Минфина).
   Эффективное управление государственным долгом В связи с недавним повышением валютного рейтинга России ведущими мировыми рейтинговыми агентствами все чаще поднимается вопрос о целесообразности и возможности привлечения внешних заимствований для рефинансирования внешнего государственного долга. Инвестиционные банки используют рейтинги стран, чтобы оценить риски вложений в обязательства этих стран. Пока динамика изменения международных критериев кредитоспособности России является позитивной, что дает возможность выйти на международные рынки и получать кредиты на выгодных условиях.
   Необходимым звеном решения долговой проблемы является управление внешним долгом, что подразумевает досрочный выкуп, изменение структуры внешнего долга, то есть замену "плохих" (или дорогих) кредитов на более дешевые в обслуживании. По данным Минфина, комбинация различных инструментов может способствовать уменьшению доли платежей по обслуживанию долга до 15-17% доходов федерального бюджета. Большинство экспертов сходятся во мнении, что брать кредиты в 2003 году, на который придется пик платежей, нерационально, так как проценты будут выше допустимых.
   При этом нет смысла держать средства в финансовом резерве до 2003 года, лучше их направить сейчас на досрочные выплаты по долгам, погашение которых придется на 2003 год. Тем самым страна улучшит свое положение в глазах кредиторов, что позволит правительству занять средства на рефинансирование задолженности на более выгодных условиях.
   Таким образом, для предотвращения долгового кризиса в ближайшей перспективе правительству необходимо рационализировать бюджетные потоки и аккумулировать все доступные средства в финансовом резерве. Если правительство примет реальный бюджет на 2002 год (то есть без необоснованного увеличения непроцентных расходов), а все основные макроэкономические показатели не будут сильно отличаться от прогнозных оценок при нормализации ситуации на мировом сырьевом рынке, то 2003 год для России должен пройти без осложнений.