21.08.2005  Кудрин готов к битве с инфляцией

Инфляции в августе, по оценкам Минфина, не ожидается. Министр Алексей Кудрин, отвечая вчера на пресс-конференции на вопрос «НГ», заявил: «Будет или ноль, или 0,1%». Таким образом, надеждам руководства ЦБ на сезонную дефляцию, связанную с падением цен на сельскохозяйственную продукцию, не суждено сбыться. Но не все так плохо. Гипотетически сохраняются шансы вписаться по итогам года в 10–11,5% уровня инфляции. Впрочем, этих шансов не так уж много. Инфляция за семь месяцев достигла годового лимита в 8,5%. В сентябре–декабре картина едва ли существенно изменится, следовательно, 11,5% окажутся не более чем промежуточным рубежом.

Однако впредь, заверил глава Минфина, подобные неточности в расчетах будут исключены. И если уж в проекте бюджета-2006 заявлена инфляция в размере 7–8%, то так тому и быть. В проекте определено: доходы федерального бюджета в 5,046 трлн. руб., расходы – 4,270 трлн. руб., профицит – 776 млрд. руб.

К недостаткам документа министр отнес ослабление финансовой политики – предполагается больше тратить бюджетных денег, полученных от высоких цен на нефть. В проекте бюджета-2006 дополнительные расходы составили 342 млрд. руб. Произошло это вопреки позиции Минфина. Каждый миллиард бюджетных денег важен для сохранения темпов инфляции на приемлемом уровне, считает Алексей Кудрин. Он не одобряет, что присутствие государства в экономике становится все более значительным.

Это – почти абсолютное зло. Ну а добро – снижение инфляции. В его понимании эта задача – стратегический курс Минфина. Чем ниже инфляция, тем ниже процентные ставки банкам по кредитам, а значит, эти кредиты становятся доступными для бизнеса. Частные инвестиции становятся рентабельнее, что автоматически обеспечивает экономический рост и без бюджетных инъекций. В пример Кудрин ставит Ленинградскую область, удвоившую свой валовый региональный продукт без помощи государства.

Обеспечение целевого ориентира по инфляции возможно путем реализации комплекса мер в области денежно-кредитной, бюджетной, тарифной и структурной политики. Например, с инфляцией будут бороться посредством постепенного укрепления курса рубля. Граждане, по наблюдениям министра, последние два года все активнее предпочитают национальную валюту американскому доллару. В ближайшие годы Минфин практически гарантирует укрепление рубля. Рублевые вклады в банках как минимум до 2008 года станут выгоднее, чем в иностранной валюте. «За три года, – авторитетно заявил Алексей Кудрин, – ничего непредвиденного с нашей экономикой не случится».

Другой способ обеспечения экономического роста – снижение налогового бремени, что позволит сохранить высокую рентабельность производства. Планируемое снижение чистых налогов на производство и импорт обеспечит сохранение в 2006–2008 годах валовой прибыли экономики на уровне 40% ВВП. Стабилизационный фонд, в понимании Алексея Кудрина, вещь святая, а потому неприкосновенная. Именно он оказывает определяющее влияние на условия проведения денежно-кредитной политики, обеспечивая стерилизацию значительной части избыточной ликвидности. Тратить эти деньги даже на самые соблазнительные проекты будет ошибочно и вредно для экономики. Мы не должны вытеснять бизнес, подчеркнул глава Минфина. Если уж что и финансировать из казны, то только инфраструктурные проекты, к чему частный инвестор по определению не готов. С этим прицелом и формируется инвестиционный фонд в размере около 70 млрд. руб. в 2006 году. Ожидается, что к концу будущего года Стабфонд увеличится на 816,6 млрд. руб. (с учетом использования) и составит более 1,5 трлн. руб.

Деньги будут тратиться на погашение внешнего долга. В проекте бюджета заложено на эти цели 42 млрд. руб. Пока, пояснил Алексей Кудрин, переговоров о дальнейшем досрочном погашении долгов с Парижским клубом не ведется. Но установка на это у Минфина есть. Внешний долг будет сокращаться, постепенно замещаясь внутренним. Происходит диверсификация государственного долга. «Сейчас, пока больше внешний долг, надо увеличивать внутренний», – заявил министр, отвечая на вопрос «НГ».

Тем самым, считает он, мы уходим от курсовых рисков и от повторения печального опыта августа 1998-го. Внутренний долг в общей структуре госдолга в этом году составляет 27,7%. К концу 2006 года показатель изменится до 33%.