09.09.2005  В Ленобласти могут появиться две особые экономические зоны

ОАО "Компания Усть-Луга" (Ленинградская область) готовит к представлению в Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) РФ документы для получения Усть-Лугой статуса особой экономической зоны (ОЭЗ). Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом сегодня, 6 сентября, в ходе работы совета по морской деятельности при губернаторе Ленинградской области заявил генеральный директор компании Валерий Израйлит. По его словам, этот вопрос обсуждался с губернатором области Валерием Сердюковым, по предложению которого были созданы административный совет и рабочая группа по реализации этого проекта. В подготовке документов на получение Усть-Лугой статуса ОЭЗ участвуют также специалисты экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

В комитете экономического развития областной администрации корреспонденту ИА REGNUM подтвердили факт согласования управляющей компанией Усть-Луги с областными властями вопроса о подготовке документов для получения статуса ОЭЗ. Председатель комитета, вице-губернатор области Григорий Двас предложил Израйлиту готовить такие документы. При этом специалисты самого комитета готовят предложение в МЭРТ о создании ОЭЗ в портовой зоне Горки, которая также располагается в Усть-Лужской губе. Решение о том, какие документы будут направляться в МЭРТ, будет принято областными властями в октябре 2005 года. При этом в комитете не исключили, что администрация области отправит в министерство на получение статуса ОЭЗ документы и Усть-Луги, и Горок.

Напомним, ОАО "Компания Усть-Луга" было создано в 1992 году. Компания является заказчиком-застройщиком морского торгового порта Усть-Луга. На основании контракта с Министерством транспорта РФ компания обладает полномочиями самостоятельно принимать решения по вопросам финансирования, проектирования, строительства и эксплуатации порта с привлечением государственных и частных инвестиций. Крупнейшими акционерами компании являются правительство Ленинградской области (27,3% акций), ОАО "Объединенная финансово-промышленная компания" (21,9%), кипрские компании Gramelinko Ltd. (17,5%) и Interalonso Holding Ltd. (15%).

Напомним также, что в настоящее время в порту Усть-Луга, располагающемся на юге Усть-Лужской губы, завершено строительство терминала по перевалке угля, продолжается строительство самого порта, где смогут обрабатывать 35 миллионов тонн грузов в год, а также идет реализация проекта строительства железнодорожно-паромной переправы "Усть-Луга - Калининградская область - Германия", которая должна будет обеспечить транзит грузов из России через Калининградскую область в обход прибалтийских стран. Кроме того, специалисты ОАО "Российские железные дороги" разработали план строительства подъездных путей к терминалам Усть-Луги, и РЖД готово выделить средства на этот проект.

24 августа 2005 года в комитете экономического развития администрации Ленинградской области ИА REGNUM сообщили, что потенциальная емкость территории проектируемого портового района "Горки" составляет 100-110 млн тонн грузов в год, в том числе 60-70 млн тонн нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа. Власти Ленинградской области намерены предложить территорию на севере Усть-Лужской губы, где в настоящее время закончены проектно-изыскательские работы "Горок", для создания особой экономической зоны. Портовая зона должна разместиться в непосредственной близости от строящегося порта Усть-Луга. Заказчиком проектно-изыскательских работ выступила компания "ТНК-ВР", которая обязалась в дальнейшем передать разработанный проект областным властям. Первый терминал в "Горках", по расчетам областных властей, может быть построен в 2008 году. Вице-губернатор области Григорий Двас считает, что в районе Усть-Лужской губы необходимо построить закольцованную железную дорогу длиной 40 км (стоимость строительства составляет 300 млн долларов), и средства на это должны быть выделены самими компаниями, намеревающимися строить терминалы в Горках. Кроме того, вице-губернатор заявил, что объекты государственной собственности и систем безопасности также должны быть построены за счет средств инвесторов, а в дальнейшем эти компании получат от государства компенсацию в форме снижения морских сборов. Также ИА REGNUM в пресс-службе сообщили, что территорией "Горок" "интересуется около десятка фирм", и в настоящий момент уже "решены вопросы по разбивке прибрежной территории между отдельными инвесторами.