12.09.2005  Инвестфонд все-таки разбазарят

   
   Не успело Минэкономразвития на прошлой неделе направить в правительство проект положения об инвестиционном фонде, как предложения потратить деньги фонда посыпались как из рога изобилия. В Минэкономразвития говорят, что пока все эти предложения лишь декларация намерений, а настоящие заявки будут приниматься только с 1 января 2006 г. Но эксперты опасаются, что в новом году предлагаемые проекты будут ничуть не лучше нынешних. Во всяком случае, до сих пор озвученные властью приоритеты были чистым популизмом. А те проекты, которые сейчас предлагаются для финансирования из инвестфонда, пока не отличаются ни эффективностью, ни приоритетностью.
   Абсолютным лидером по количеству предложений стал Санкт-Петербург. Так, на прошлой неделе питерский губернатор Валентина Матвиенко распорядилась к февралю 2006 г. направить заявку в инвестфонд с просьбой софинансировать проект строительства Орловского автомобильного тоннеля. Тогда же была озвучена идея участия инвестфонда в строительстве Западного скоростного диаметра (ЗСД) в Петербурге, который должен стать первой в стране платной магистралью. Гендиректор ОАО «Западный скоростной диаметр» Игорь Лукьянов заявлял, что проект будет финансироваться за счет государства и бизнеса. При этом доля правительства может составить порядка 18 млрд руб. Кроме того, правительство Петербурга рассчитывает на помощь федерального центра при строительстве пассажирского морского терминала на Васильевском острове.
   Другим серьезным претендентом на деньги инвестфонда будет, судя по всему, электроэнергетика. «Средств в бюджет на 2006 г. заложено довольно много, появилась новая статья – инвестиционный фонд в размере 70 млрд руб., и я думаю, что большую часть [этих средств] мы можем взять на развитие гидроэнергетики», – заявил на прошлой неделе на третьем Всероссийском совещании гидроэнергетиков зампред Госдумы Владимир Пехтин. А Герман Греф, в свою очередь, сообщил, что часть средств инвестфонда может быть направлена на достройку Богучанской ГЭС и Ангарского промышленного узла. Помимо Богучанской ГЭС в него, как ожидается, войдут алюминиевый завод «РусАла» и ЦБК. «Если государство не профинансирует, проекта не будет», – заявил министр. По словам Германа Грефа, государство намерено обеспечить треть общего объема необходимых инвестиций в Ангарский промышленный узел, построив за свой счет инфраструктуру – дороги, мосты и ЛЭП. Общая стоимость узла вместе с ГЭС и алюминиевым заводом, по ранее приведенным в СМИ оценкам Олега Дерипаски, составляет 1,8 млрд долл.
   Но этим список идей для инвестфонда не исчерпывается. В нем также значатся реконструкция взлетной полосы в принадлежащем государству екатеринбургском аэропорту Кольцово (инициатива Минтранса), развитие дорог в Бурятии, социальные объекты в Краснодарском крае и даже строительство «большого Сити» и Олимпийской деревни в Москве. Предложения о том, как потратить деньги фонда, поступают едва ли не каждый день, но чиновники Минэкономразвития стараются охладить мотовской пыл. «Пока еще идет работа над нормативными актами в развитие положения об инвестфонде, – отметил сотрудник министерства. – Самого перечня проектов еще нет. Об этом речь еще не идет, пока это преждевременно. Заявки будут приниматься с 1 января 2006 г. Кроме того, пока еще не сформирована комиссия, которая будет отбирать проекты».
   На данный момент многие из предлагаемых проектов выглядят сомнительными. Например, по свидетельству одного из участников рынка, питерский проект действительно нужен и приоритетен, но лишь на треть. Оставшиеся две трети, по его мнению, не так уж выгодны и приоритетны. «Первая часть проекта ЗСД – путь к порту в южной части города – архиважна и своевременна, а может, уже даже и запоздала, – сказал он на условиях анонимности. – Эта часть окупится гораздо быстрее, если ее сделать платной. Ведь она будет окупаться главным образом за счет грузов». Южная часть ЗСД, по его оценке, составляет примерно треть проекта. «Насколько может окупиться остальная часть проекта – это вопрос, – комментирует он. – За проезд по северной части ЗСД будут платить в основном жители, которые платят меньше, чем грузоперевозчики. А при нынешних ценах на бензин многие из них подумают, стоит ли ехать по платной дороге». По его словам, проект лоббируется городской администрацией и московскими строительными компаниями, а также морскими перевозчиками, для которых подъезд к порту жизненно важен. «Южная часть ЗСД действительно нужна, а весь проект, на мой взгляд, ни к чему, – резюмирует участник рынка. – Конечно, он важен для города, но не приоритетен».
   Выгоды от инвестиций в гидроэнергетику получат в основном алюминиевые заводы. «Та же Богучанская ГЭС очень выгодна алюминщикам. Они много экономят на дешевом электричестве, – поделился своим мнением начальник аналитического управления ИК «Антанта Капитал» Денис Матафонов. – Например, только на дешевой электроэнергии Саяно-Шушенской ГЭС ее основные потребители, алюминиевые заводы, экономят примерно 155 млн долл. в год». Из-за искусственной дешевизны энергии, с точки зрения г-на Матафонова, обычные инвесторы не захотят вкладываться в гидроэнергетику. «Куда не будет инвестировать ни один нормальный инвестор, может инвестировать государство, – говорит он. – При прочих равных инвестировать в гидроэнергетику никто не будет, потому что она никогда не окупится. Инвестиционная составляющая в тарифах не заложена, поэтому в убыток работают даже новые станции».
   Таким образом, для энергетики средства инвестфонда нужны в качестве компенсации за затягивание реформы отрасли. «Если чиновники не могут найти в себе смелость повышать тарифы и делать отрасль привлекательной для инвесторов, пусть сами вкладывают в нее средства», – считает Денис Матафонов.
   Кроме того, многие спорят с утверждением о необходимости самой Богучанской ГЭС. Энергии в регионе и так производится больше, чем потребляется. А строить алюминиевый завод вдали от морского порта, по мнению некоторых экспертов, не очень разумно: для рентабельности ему все равно понадобятся нерыночные, низкие тарифы на энергию и перевозку сырья. Аналитики отмечают, что, пока решения о стратегических приоритетах остаются популистскими и принимаются едва ли не единолично, эффективность госинвестиций будет не на высоте. «Для того чтобы выбрать приоритетные проекты, нужно определить стратегические приоритеты. А для этого нужен особый механизм, в том числе необходимо обсуждение этих приоритетов, – сказал аналитик по региональным финансам Standard & Poor's Феликс Эйгель. – Когда такой системы нет, есть опасность, что деньги будут потрачены не на самые нужные проекты».