17.09.2005 Петербургская земля и японские инвестиции В Нагое стартовали Дни Санкт-Петербурга в Японии. Страну Восходящего солнца сегодня смело можно назвать одним из самых перспективных партнеров Петербурга. Экономическим отношениям нашего города и Японии всего восемь лет. Однако нынешний год можно смело назвать годом Японии в Петербурге. Об инвестиционных проектах, настоящих и будущих в репортаже нашего специального корреспондента Екатерины Комовой. Быстрее, выше, сильнее. Этот слоган вполне бы подошел компании с японским капиталом и российским персоналом. Небольшое предприятие вдалеке от центра Петербурга стало первым совместным производством. Основано в 1997 году. За это время компания «НЭК Нева» укрепилась на местном рынке, продвинула свои технологии за его пределы и отпраздновала 8 день рождения. Евгений Некрасов. Технический директор Совместного российско-японского предприятия «НЭК Нева Коммуникационные системы»: «Для меня было большим открытием, как скрупулезно и точно японцы соблюдают те стандарты, которые разработаны и которые способствуют выпуску вещей, которые работают долго, долго и еще раз долго». Петербуржцам пришлось освоить щепетильность японцев. А тем, в свою очередь, великий и могучий русский язык. С ним, правда, до сих пор справиться полностью не удается. Чаще начальники и подчиненные на предприятии общаются на английском. Здесь руками петербуржцев японские головы творят в области высоких технологий. Основное производство – начинка для цифровых телефонных станций. Одним из первых по-новому заработал Некрасовский телефонный узел. Прежде всего, это заметили те, у кого появился тональный набор, а, следовательно, увеличилась и скорость дозвона. Еще одно преимущество таких АТС – Интернет в кредит. Номер один, а пользуются им тысячи горожан. Огура Киехиса. Заместитель генерального директора Совместного российско-японского предприятия «НЭК Нева Коммуникационные системы»: «В наших ближайших планах – продвижение новых технологий в области мобильного бизнеса и Интернет на вашем рынке. Это, в первую очередь, дополнительные услуги и новые стандарты связи». Вторым и пока самым крупным совместным проектом России и Японии станет завод «Тойота». Примечательно, но прежде чем придти на рынок Северо-Запада, руководство мирового автомобильного концерна проконсультировалось у скромного предприятия по производству коммуникационных систем. Решили строить. Закладка первого камня в фундамент будущего завода состоялась в июне в присутствии президента Владимира Путина и председателя «Тойоты» Хироши Окуда. Работа по подготовке территории в промзоне в Шушарах началась сразу после окончания торжественной церемонии. Сейчас в это сложно поверить, но уже через год на месте глиняных барханов и песчаных насыпей появятся корпуса автомобильного завода «Тойота». Первого в России. А немногим позже по этим, к тому времени уже заасфальтированным дорогам, пройдет и первый автомобиль «Тойота-Камри» петербургской сборки. Строительство завода – это мощный экономический толчок. На первом этапе «Тойота» намерена инвестировать в предприятие около 4 миллиардов рублей. В первый год работы завод в Шушарах даст городу 500 рабочих мест. Потом количество штатных сотрудников должно увеличится в 6 раз. Амбициозность у японцев в крови. Но Петербургу куда важнее, что вслед за «Тойотой» в город деньги потекут рекой. Михаил Громов. Главный специалист отдела по работе с инвесторами Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Администрации Санкт-Петербурга: «В свете того, что зона является нежилой, тут может быть развито только промышленное строительство. Конечно, в связи с тем, что «Тойота» мощный производитель, известная мировая марка, город может ожидать прихода производителей, которые осуществляют поставки своей продукции на заводы «Тойота». Известно, что именно японцы примут самое активное участие в модернизации петербургской системы водоснабжения. Соглашение между «Водоканалом» и корпорацией «Сумитомо» подписали в конце января, однако на Северной водопроводной станции об этом пока предпочитают не говорить и держат пальцы крестиком. Комплекс в поселке Заневка возвели еще в 70-х. За это время воды утекло много, и порой даже современная техника не в состоянии удовлетворить потребности мегаполиса. Зинаида Ильина. Начальник Северной водопроводной станции правобережного водоканала: «Хотелось бы построить станцию или блок, в зависимости от инвестиций, который бы содержал в себе все современные технологические решения. Новые очистные сооружения, новые процессы. Это и озонирование, и переход на гипохлорит, и добавочно ультрафиолет для обеззараживания воды». Экономические отношения Петербурга и Японии сегодня назвать стабильными нельзя. Год от года товарооборот растет, но страна Восходящего солнца по-прежнему лишь на 16 месте среди партнеров Петербурга. Импортные поставки увеличиваются, зато экспорт падает. В основном мы продаем Японии алюминий, немного меха и печатной продукции. А могли бы обратить взор японских туристов в сторону Эрмитажа и Русского музея. Ведь зимний Петербург их по-прежнему привлекает мало. Мы же продолжаем покупать за океаном то, чего, казалось бы, и в отечестве производится немало – транспорт, табак, бумагу и картон, электрооборудование и игрушки. Впрочем, в последнее время японцы все больше предпочитают не продавать, а производить на чужой территории. И Петербург не исключение. |