21.09.2005 Индекс транспарентности российских компаний в 2005 году составил 50% Сегодня Международная рейтинговая компания Standard & Poor`s при поддержке Московской межбанковской биржи провела презентацию очередного исследования информационной прозрачности российских компаний за 2005 год. С презентацией выступила Юлия Кочетыгова, директор Службы рейтингов корпоративного управления Standard & Poor`s. Как сообщила директор Службы рейтингов корпоративного управления S&P, исследование информационной прозрачности компаний – это аналитический продукт, в котором используется только публичная информация, находящаяся в открытом доступе. Исследование построено на анализе доступности информации о компаниях для международного инвестора. В частности, учитывалось наличие информации на русском и английском языках. Ю.Кочетыгова напомнила, что подобное исследование проводится уже четвертый год подряд, в 2005 году исследование показало некоторое улучшение стандартов раскрытия информации по сравнению с 2004 годом. В этом году исследовалось 67 компаний. В целом, по ее словам, индекс транспарентности крупнейших российских компаний в текущем году повысился до 50% по сравнению с 46% в 2004 году и 40% в 2003 г. В 2005 году в общей сложности 36 компаний улучшили свои показатели 2004 года в среднем на 9 процентных пунктов, в 10 компаниях стандарты раскрытия информации ухудшились в среднем на 4 процентных пункта. S&P отмечает, что рост индекса информационной прозрачности происходил за счет компаний, имевших в прошлом весьма низкие показатели транспарентности, в то же время произошло некоторое снижение прозрачности в отношении структуры собственности частных компаний. Доля принадлежащих частным лицам крупных пакетов акций, информация о владельцах которых раскрывается, сократилась до 11% от совокупной рыночной капитализации по сравнению с 14% в 2004 году. Анкета исследования, по словам Ю.Кочетыговой, в этом году состояла из 100 вопросов (в 2004 г. - из 89), то есть произошло расширение списка вопросов за счет более жесткой оценки раскрытия финансовой информации. Вопросы касались структуры собственности и отношений с инвесторами, финансовой и операционной информации, состава и процедур работы совета директоров и менеджмента. Как и в прошлом году, в исследовании учитывалась вся информация, включенная в годовые отчеты, законодательно предусмотренная отчетность, размещенная в сети Интернет по состоянию до 12 августа 2005 года включительно. Как показало исследование, в список наиболее прозрачных вошли 54 компании. Самой информационно открытой в 2005 году стала компания МТС, набравшая 84 балла. Далее следуют Ростелеком (82 балла), Мечел (79), Вимм-Билль-Данн - Продукты питания (77 баллов), Golden Telecom (75 баллов), Вымпелком (75 баллов). Завершают перечень информационно открытых компаний ЕвразХолдинг (21 балл), Пятерочка (3), Rambler Media (2). Что касается сравнения информационной прозрачности по отраслям, то наиболее закрытыми остаются пищевая промышленность, ТНП и розничная торговля, раскрывающие не более 38% информации, а также банки, готовые раскрыть 45% информации. По словам Ю. Кочетыговой, лидируют с точки зрения открытости информации по-прежнему телекоммуникационные компании, которые раскрывают 72% информации и предприятия, работающие в нефтегазовой отрасли. Завершая мероприятие, Ю. Кочетыгова заявила, что компания Standart & Poor`s планирует и далее проводить исследования на российском рынке. По ее словам, сегодня Россия в части информационной открытости компаний во многом схожа с Турцией, также имеющей 50%-й индекс транспарентности. Для дальнейшего увеличения индекса прозрачности российских компаний, по словам Ю.Кочетыговой, необходимо сделать абсолютно прозрачной работу крупнейших государственных компаний. Это даст дополнительный стимул к открытию информации частными компаниями, что позволит сделать сведения о них наиболее доступными и привлекательными для инвесторов. |