05.11.2005 Эффективность региональной политики зависит от поведения местных властей В 2005 г. в российской экономике наблюдаются благоприятные тенденции. В частности, речь идет о продолжении тенденции увеличения темпов экономического роста, роста доходов населения, улучшения инвестиционного климата в стране, быстрого наполнения фискальных и монетарных резервов России, а также существенного уменьшения чистого оттока капитала из частного сектора, такое заявление сделал главный экономист Всемирного банка по России Джон Литвак 1 ноября в здании представительства Всемирного банка в России на пресс-конференции, посвященной презентации одиннадцатого отчета Всемирного банка по экономике России. Касаясь проблем промышленного роста, Дж. Литвак отметил, что хорошей новостью является рост производства в пищевой и нефтедобывающей промышленности, а также в производстве электротехнического оборудования. При этом рост производства в машиностроении происходит за счет т.н. «неторгуемых товаров», таких как турбины, локомотивы, в то время как производство «торгуемых товаров» - производство оборудования общего назначения и станков, бытовых приборов, указывает на снижение роста. «Структура российского производства меняется в сторону неторгуемых товаров, что обусловлено усилением конкуренции на мировом рынке», - отмечает главный экономист Всемирного банка по России. По его мнению, наблюдаемые изменения в структуре промышленного роста, сопровождаемые бумом в розничной торговле, строительстве, отрасли связи, гостиничном и ресторанном бизнесе, свидетельствуют о значительном влиянии реального укрепления рубля. В то же время концентрация промышленного роста в «неторгуемых» секторах экономики, по его словам, - это один из основных симптомов так называемой «голландской болезни»: быстрый рост внутреннего спроса, уверенный рост в неторгуемых отраслях и снижение роста в торгуемых отраслях. Но для «большого кризиса в экономике», считает Дж. Литвак, нет оснований. Это связано с улучшением инвестиционного климата в России. После «трудных» 2003-2004 гг. отношение иностранных и отечественных инвесторов к российскому рынку улучшилось. Приток иностранных инвестиций увеличился приблизительно на 30% (до $4,5 млрд) за первую половину 2005г. «Если правительству России удастся заработать положительную репутацию за счет создания благоприятных и устойчивых условий для частного инвестора, то инвестиции в Россию будут расти, обеспечивая повышение конкурентоспособности российской экономики», - убежден Дж. Литвак. Для этого следует и дальше управлять курсом рубля, поскольку быстрое удорожание рубля повлечет за собой снижение конкурентоспособности российских предприятий. «Кроме того, стабфонд дает дополнительные возможности для сглаживания процесса укрепления рубля и создает условия для укрепления макроэкономической стабильности в стране», - утверждает Дж. Литвак. В докладе ВБ нашли отражение такие взаимосвязанные темы, как вопросы регионального развития России и проблемы миграции. Дж. Литвак отметил, что решение российского правительства о разработке Национальной стратегии регионального развития принято более чем своевременно. По мнению Дж. Литвака, проблемы «регионального развития и социального расслоения регионов станут все более важными для будущего России». Он связывает это с тем, что этап восстановления экономики после кризиса 1998 года закончен. Начальный этап восстановления экономики после дефолта отличался высокими темпами роста и сокращения бедности во многих депрессивных российских регионах, чему способствовали девальвация рубля, огромный избыток мощностей и дешевая рабочая сила. В 1998-2002 гг. средний рост ВРП во многих бедных регионах превышал 6%. «Однако факторы, способствующие повсеместному росту в послекризисный период, сейчас практически исчерпаны», - отметил Дж. Литвак. По данным Всемирного банка, по сравнению с прошлым годом существенно выросло количество регионов, где наблюдается экономический спад. Если в прошлом году таких регионов было всего 9, то в первом полугодии 2005 года их уже 23. В прошлом году рост менее 3% наблюдался в 19 регионах, в первом полугодии этого года уже 37 субъектов имели рост меньше 3%. По мнению Дж. Литвака, проблеме миграции не уделяется должного внимания, как на федеральном, так и на региональном уровнях, но именно эта проблема станет важным вопросом для будущего экономического развития России. «В ближайшем будущем Россия столкнется с нехваткой населения трудоспособного возраста. И регионы, которые достигнут экономического роста, будут привлекать мигрантов, в противном случае экономика не будет быстро расти», - сообщил Дж. Литвак. Он отметил, что в наследство от СССР России достались нерациональное географическое распределение рабочей силы и недостаточное количество крупных городов, которые могли бы стать центрами диверсифицированного роста и развития. И тот факт, что в настоящее время Минрегионразвития разрабатывает новую «Стратегию социально-экономического развития регионов РФ», означает новое направление в экономической политике. Согласно этой стратегии предполагаются отказ от политики межрегионального выравнивания и переход к политике стимулирования регионов, являющихся "точками экономического роста". Дж. Литвак выделил три основные элемента федеральной региональной политики: социальная политика, направленная на обеспечение минимального уровня жизни в депрессивных регионах, т.н. политика выравнивания; активная региональная политика в создании необходимых условий для роста и развития отсталых регионов; содействие к перемещению людей и капитала в более благоприятные регионы. Причем, по мнению ВБ решение именно последнего вопроса особенно важно для России. С точки зрения Дж. Литвака, в условиях неравномерного экономического роста регионов политика выравнивания необходима, но только в обеспечении социального равенства; она никоим образом не должна выравнивать регионы в экономическом развитии. Не менее сложен вопрос с обеспечением роста в отсталых регионах. Примеры из мировой практики противоречивы: например, излишняя опека развивает не регион, а иждивенческое отношение региональных властей к центру. Не менее противоречива и информация по определению «точек роста». Политические решения по развитию того или иного региона и выбор «точек роста» происходит зачастую не из экономических предпосылок, а исключительно в силу политического лоббирования. В частности, таков опыт Бразилии, отметил Дж. Литвак. Он также подчеркнул, что в мировой практике в региональной политике ставка делается на человеческий капитал и на децентрализованные инициативы на региональном уровне. Но в России, по мнению Дж. Литвака, наблюдается другая тенденция – к большей централизации принятия решения. По его мнению, 2005 год должен стать переломным в региональной политике, поскольку разочарование от реформ, связанных с монетизацией льгот, как в центре, так и на местах привело к повышению интереса к региональным инициативам и пилотным проектам регионов. «Эффективность проведения региональной политики напрямую зависит от поведения региональных и местных органов власти, а отбор «точек роста» будет эффективен только при активной местной политике по созданию благоприятного делового климата и привлечению инвестиций», - заключил Дж. Литвак. |