16.12.2005 Для модернизации России нужна ограниченная иностранная конкуренция Процесс присоединения России в ВТО, возможные последствия для экономики страны, полностью ли оправданы уступки, на которые идут российские переговорщики – эти вопросы волнуют общественность, экспертов и бизнес на протяжении многих лет, с начала переговоров в 1995 году. В четверг в ИА «Росбалт» состоялось очередное заседание дискуссионного клуба «Модернизация России: новый вектор». Открывая заседание, научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин заметил, что тема заседания «Проблемы присоединения к ВТО: современные требования глобальной конкурентоспособности» выбрана неслучайно: в Гонконге проходит министерская конференция Всемирной торговой организации, на которой пройдут решающие переговоры о присоединении России к ВТО. По словам М.Делягина, заявление бывшего главного экономиста и вице-президента Всемирного Банка, лауреата нобелевской премии по экономике 2001 года Джозефа Стиглица, который назвал поведение развитых стран по отношению к России нечестным, в устах американского специалиста звучит исключительно серьезно и сильно и вызывает опасения относительно исхода переговорного процесса и последствий для экономики России. О ситуации в многосторонних переговорах, о процессах, которые происходят внутри самой Всемирной торговой организации рассказал директор информационного центра по присоединению России к ВТО Алексей Портанский. По его словам, в настоящий момент в ВТО 149 организаций, на днях членом ВТО стала Саудовская Аравия. «Амбициозность проекта ВТО в том, что много стран создали организацию и согласились играть по правилам. Если сравнить с другими международными организациями, то в этом плане ВТО выигрывает», - заметил он. Такой огромный ансамбль государств не может иметь одинаковые интересы, поэтому с самого начала своего создания в организации много противоречий. Главное из них: интересы развитых и развивающихся стран не совпадают. Конференция в Конкуне «провалилась из-за противоречий в разностях повестки дня», т.е. развитые государства интересуются другими вопросами, нежели развивающиеся, пояснил А. Портанский. ЕС в очередной раз предлагает обсудить вопросы: торговля и конкуренция, торговля и инвестиции, транспарентность в госзакупках, упрощение правил торговли, а развивающиеся страны отказываются их обсуждать до тех пор, пока не будет решен вопрос о допуске на рынок государств ОЭСР, прежде всего, сельхозпродукции. А.Портанский заметил, что, безусловно, многие вопросы требуют решения, например, защита интеллектуальной собственности, снижение тарифов, но развивающиеся страны вряд ли их согласятся обсуждать. Он также напомнил, что российская делегация принимает участие в конференции в статусе наблюдателя: «в двустороннем порядке мы должны были договориться с 58 странами, имеющими торгово-экономический интерес к России». Осталось шесть стран, среди них: Канада, Швейцария, Австралия, США и др. Наиболее сложные вопросы – "обнуление" пошлин на гражданскую авиатехнику, интеллектуальную собственность, открытие филиалов иностранных банков и страховых компаний на территории России, вопрос о снижении пошлин на сахар. По мнению председателя фракции Родина в Госдуме Сергея Глазьева, требования для России в переговорном процессе завышены: «для торговли нефти и газом ограничения нет, а что касается торговли технологически сложными товарами, то это узкое место в переговорах». По его словам, в присоединении к ВТО есть только один позитивный момент - полноправная возможность участвовать в международном торговом арбитраже. Оценивая возможные уступки России на переговорах, С.Глазьев заметил, что «было бы легкомысленно согласиться на либерализацию доступа на финансовый рынок со стороны компаний, так как активы банковской системы значительно ниже активов крупных зарубежных банков». Он также предложил обсудить возможность обхода ограничений ВТО, которыми пользуются некоторые страны (США, Китай). Например, для России важно субсидирование процентных ставок кредитов для отечественной авиационной промышленности, сельского хозяйства и др. – «это нарушение ограничений, накладываемых соглашением по субсидиям и защитным мерам, которое является обязательным». Также могут возникнуть вопросы соответствия требованиям ВТО целевых программ, хотя бы части мероприятий, которые там зафиксированы, и некоторых других мер, в частности, субсидирование лизинга техники и т.д. «Даже ограниченная государственная поддержка может стать предметом торговых споров. Самая большая опасность – разрушение зоны свободной торговли со странами СНГ», - подчеркнул С.Глазьев. Заместитель директора Центра внешнеэкономических исследований РАН Анатолий Барковский предложил обсудить более далекие перспективы вступления РФ в ВТО. По его словам, большинство населения России - потребители, они заинтересованы в притоке более качественных и дешевых продуктов, но, с другой стороны, они являются и производителями многих видов продукции, которая не имеет возможности выхода на внешние рынки, поэтому есть обеспокоенность по вопросам занятости на промышленных предприятиях. «Мы стали свидетелями закрытия производства автомобиля «Волга», а сколько таких сигналов, которые мы не ощущаем, за полтора десятилетия уже произошло», - подчеркнул А.Барковский. По его мнению, в России необходима не только государственная программа поддержки экспорта, но и программа антиимпортного производства. «Российской перерабатывающей промышленности необходимо определить ниши в производстве, которые не являются привлекательными для экспорта, но привлекательны для народного хозяйства: строительство дорог, авиация ближнего, среднего и дальнего действия и др.», - сказал А.Барковский. Руководитель группы компаний «Оптифуд» Иван Оболенцев заметил, что производители продовольствия, еще не вступив в ВТО, чувствуют ряд серьезных проблем. «3 года назад были введены защитные меры по импорту птицы, говядины и свинины, но на сегодняшний день они не работают», - сказал он. По словам И.Оболенцева, по дороге в ВТО агропром России обрастает «то одним, то другим явно дискриминационным соглашением». Исполнительный директор хедж-фонда Станислав Мошанин наоборот приветствовал приход на российский рынок иностранных финансовых институтов: «на фондовом рынке в России грустная картина, абсолютная непрозрачность информации и несправедливость». По его словам, отдельные финансовые группы решают свои политические и финансовые интересы, а «основные инвесторы в стране - финансово-промышленные группы, которые активно представлены на рынке слияний и поглощений». «Лично я, все мои коллеги, которые работают на фондовом рынке, приветствуют приход иностранцев, стало с кем торговать, рынок увеличился в десятки раз», - сказал он. По мнению С.Мошанина, большие финансовые компании приносят за собой «правила игры, заставляют работать наши органы власти, налоговую инспекцию так, как нужно». На вопрос ИА «Альянс Медиа» А.Портянскому о том, когда малый бизнес получит дешевые и долгие кредиты, если позиция российских банков неизменна: большие проценты на кредиты из-за высоких рисков, займы на срок не более 3-лет. Директор Информационного бюро по присоединению России к ВТО ответил, что Россия должна оставить за собой право на допуск филиалов иностранных банков, «мы оставляем за собой право запрещать, это нужно нам как инструмент». Дешевые кредиты будут тогда, когда разовьется наша банковская система, но это будет нескоро, считает А.Портянский. По его словам, есть примеры колонизации национальной банковской системы в странах Восточной Европы, поэтому единственно верная позиция на сегодня - спасение национального банковского и страхового сектора. На вопрос ИА «Альянс Медиа» Михаилу Делягину, является ли ВТО инструментом модернизации России, он ответил, что ВТО – это система правил, по которым организуется международная торговля, ведутся технологические споры. «Если вы достаточно конкурентоспособны для того, чтобы воспользоваться этим правом, производите большой объем конкурентной продукции, тогда ВТО является инструментом прорыва на новые рынки. В противоположном случае ВТО – могильщик», - сказал М.Делягин. На вопрос, будет ли способствовать вступление в ВТО развитию конкуренции на российском рынке, М.Делягин заметил, что можно допускать иностранцев для развития конкуренции, но как «любое лекарство в слишком большой дозе превращается в яд». По его словам, если конкуренция является стимулом для развития общественного производителя или в этой отрасли нет отечественного производителя, то ограниченная иностранная конкуренция необходима. «Но можно вспомнить Африку, которая в результате выхода на глобальные рынки, начала умирать», - предостерег он. ИА "Альянс Медиа" |