27.01.2006  Владельцы личных подсобных хозяйств смогут получать кредиты

   Свое мнение о том, как национальный проект развития агропромышленного комплекса скажется на жизни российского крестьянства, в интервью "Парламентской газете" высказал председатель Комитета Государственной думы по аграрным вопросам Геннадий Кулик.
   В.: Как Вы оцениваете ситуацию, сложившуюся в сельском хозяйстве и вообще в российской деревне?
   
О.: К сожалению, 2005 год для села не стал переломным. Хотя у крестьян появилась надежда на то, что правительство поймет и критически оценит сложившуюся на селе ситуацию. Мне в последние месяцы пришлось побывать во многих регионах России. Радуешься, когда видишь, что в нынешних условиях, к примеру, сохранилось крупное хозяйство, в селе развивается социальная сфера, народ регулярно получает зарплату. Но это, к большому сожалению, единичные случаи.
   В.: А где, на Ваш взгляд, в сельском хозяйстве наиболее сложное положение, требующее немедленного вмешательства государства?
   
О.: Совершенно удручающая картина сложилась с развитием животноводства. Оно и понятно: импорт задавил внутренний рынок. А ведь продукция, которая привозится в Россию с Запада, довольно хорошо субсидируется в тех странах. Например, крестьянин Германии, чья энерго- и техническая вооруженность в пять-десять раз выше, чем у нашего труженика полей, и природные условия получше, получает субсидий от государства на гектар пашни 323 евро. Наш трудяга за прошлый год в расчете на гектар не получил и пятидесяти рублей. Вот почему мы не можем конкурировать со своей продукцией на рынке.
   А впереди, когда мы вступим в ВТО и по его требованию должны будем снизить пошлину и вообще открыть наш рынок, нас ждет наиболее серьезное испытание. Животноводство - это показатель здоровья сельской экономики. Если оно развивается, значит, всё идет нормально.
   В.: Но ведь положение и работающих на селе порой бывает не намного лучше. Имеется в виду мизерный уровень оплаты труда в сельском хозяйстве.
   
О.: Это беда наша. Труд на селе у нас ничего не стоит. Зарплата в пять-шесть раз ниже среднего показателя в народном хозяйстве. Дело в том, что половина хозяйств некредитоспособны. Им закрыта дорога в банк, в любую кредитную организацию. 3600 хозяйств находятся под угрозой банкротства. Последствия его известны: хозяйство распродается по частям. Что нужно сделать? Какова очередность решения проблем, которые сдерживают развитие российской деревни? Главной надеждой для селян стала Президентская программа о приоритетном развитии агропромышленного комплекса.
   В.: Об этом часто и много говорят в средствах массовой информации. Но что крестьянин реально получит по этой программе?
   
О.: Начнем с того, что в нынешних рыночных условиях главным инвестиционным средством являются кредиты. Без них наше сельское хозяйство не может обойтись. Вот только этих средств требуется в два-три раза больше того, что мы сегодня даем. Речь идет не о бесплатной поддержке из бюджета, как было раньше. И крестьяне давно уже это поняли. Поэтому важен так называемый уровень кредитной ставки, чтобы кредит был льготным, доступным для крестьянина. Вот тут-то и обозначились серьезные перемены: средства на компенсацию кредитной ставки увеличились - с 6,5 миллиарда рублей до 13 миллиардов. Это дает возможность привлечь дополнительно примерно 25-30 миллиардов рублей к тому, сколько мы привлекали кредитных ресурсов в прошлом году.
   В.: Как Вы относитесь к мнению, что сегодня половина, причем наиболее эффективных, сельхозпроизводств находится в личном подворье?
   
О.: Не хочу вдаваться в спор о том, что сегодня более эффективно - крепкое производство, фермерское хозяйство или подворье. У каждого свои плюсы и минусы. Но факт есть факт: более половины производства всех продуктов продовольствия сегодня дают сельские подворья, в них работают 18 миллионов сельских жителей. Причина тут одна: стремление человека вырваться из пут бедности. Вкладывая свой труд, крестьяне продают излишки производимой продукции, горбом своим, что называется, зарабатывают копейку. Тем более что теперь они полностью освобождены от налогов, а Президентская программа сильно поддерживает малое предпринимательство и личное подворье. Деньги на это в бюджете выделены.
   В.: Как конкретно будет поддерживаться владелец подворья?
   
О.: Граждане, которые ведут личное подсобное хозяйство, смогут получать кредиты со ставкой три-четыре процента, не больше. Причем в принятом законе мы в думе предусмотрели, что каждая такая семья сможет получить в течение двух лет до 300 тысяч рублей. Это серьезное подспорье. Мне возражают: на селе уже никого не осталось, некому помогать. Это и верно, и неверно. Верно, что во многих регионах, особенно Нечерноземной зоны, в той же Владимирской, Псковской, Тверской, Смоленской областях, много пустых сел, много заброшенной земли. Другая обстановка на юге, где люди сегодня просто сидят без дела и будут рады возможности использовать средства, которые им предоставят для работы.
   Понимая, что сельский житель испытывает трудности не только в производстве, но и в переработке, реализации этой продукции, в программе президента предусмотрены меры по развитию малого предпринимательства на селе. На эти цели выделяются кредиты в размере более трех миллиардов рублей. Теперь дело за тем, чтобы региональные, прежде всего муниципальные, власти обеспечили доступность граждан к этим ресурсам, проконтролировали, чтобы эти деньги не растаскивались по другим направлениям, а ушли крестьянину, который работает на своем подворье.
   В.: Что Вам кажется наиболее привлекательным в Президентской программе?
   
О.: Мне импонирует позиция, касающаяся быстрого технического перевооружения села. Действительно, техники, оборудования не хватает. И для пополнения технического парка надо использовать все возможные формы: и долгосрочные кредиты, и собственные средства, и лизинговые поставки техники. Кстати, поддержка лизингу оказана серьезная - до 8 миллиардов рублей доводится уставный капитал Росагролизинга, при этом половина из этих средств будет использована на закупку племенного скота, в том числе импортного. Эти направления не просто обозначены президентом - они получили конкретное финансовое подтверждение и наполнение.
   В.: Но эффективность программы может оказаться меньше ожидания. Нужно коренным образом менять отношение к селу всего общества, чиновников.
   
О.: Безусловно! Но, на мой взгляд, есть еще одна немаловажная причина запустения в сельском хозяйстве. Суть ее в том, что правительство совершенно ошибочно считает, что государство должно уйти с агропромышленного рынка, что единственным регулятором развития сельской экономики должны стать рыночные законы. Это глубокое заблуждение. Поэтому многие вопросы при таком подходе правительства, даже порой не требующие денежных затрат, не решаются.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Парламентской газеты"