03.02.2006 Инвесторы пытаются просчитать политические риски на развивающихся рынках Развивающиеся страны занимают все более значительную роль в глобальной экономике, но их политические институты нестабильны, а политические процессы для инвесторов остаются непонятными. Поэтому инвесторы, работающие на рынках развивающихся стран, все больше внимания уделяют политическим рискам. "Политические события и в странах СНГ, и в других регионах все больше влияют на экономический курс соответствующих государств",– говорится в ежеквартальном докладе ING-банка об экономике развивающихся стран. Существует ли взаимосвязь между уровнем благосостояния в стране и шансами на построение в ней демократии? Авторы доклада ING-банка приходят к выводу, что шансы на падение недемократического режима возрастают по мере увеличения ВВП на душу населения и достигают пика на уровне $9 тыс. на человека. Однако при значительном превышении этого уровня вероятность революции опять снижается. С другой стороны, чем выше уровень благосостояния в стране, тем выше вероятность, что революция, вызванная экономическими неурядицами, будет носить демократический характер. На практике это означает, что США и другим западным странам следует пересмотреть свою политику в отношении политических режимов в развивающихся странах. "Чем богаче будет Китай в момент политического кризиса, тем выше вероятность того, что в результате этого кризиса он превратится в демократию, и переломной точкой здесь будет уровень в $7 тыс. (в ценах 2004 года)",– пишут аналитики ING. Если же политический кризис разразится раньше, он может привести лишь к формированию нового недемократического режима (например, военной диктатуры). Примерами здесь являются события в Иране в 1979-м или в Камбодже в 1975 году. Поэтому, считают авторы доклада, США поступают абсолютно правильно, поддерживая экономический рост в Китае, скупая китайские товары и не мешая американским инвестициям в страну. В России, признают авторы доклада, даже в 1998 году ВВП на душу населения по паритету покупательной способности не опускался ниже $8 тыс. Отсутствие в стране демократии они объясняют наличием нефтяных сверхдоходов. Сверхдоходы от экспорта нефти позволяют правительствам ослаблять налоговое бремя, "выкупая" у граждан их политические права, говорят авторы доклада. Впрочем, чисто экономический подход явно не объясняет многого в судьбах стран и их режимов. Как, например, объяснить, что в Китае показатель ВВП на душу населения ($5642) почти в два раза выше, чем в крупнейшей демократии мира – Индии ($3080)? "Делать такие выводы только исходя из данных о ВВП на душу населения невозможно,– говорит Алексей Ситников из Российской экономической школы.– Важно, например, знать о структуре собственности в стране: в арабских странах государство просто перераспределяет нефтяные доходы, класс собственников не формируется, и люди кормятся из рук государства. А в Китае – очень много мелких и средних собственников, и понятно, что реакция на кризис будет иной. Другой важный фактор – это уровень экономических ожиданий в момент кризиса: чем они ниже, тем менее вероятны социальные потрясения". Во всяком случае, очевидно, что прямой зависимости роста благосостояния и стремления к демократии не наблюдается. |