22.02.2006  М.Вышегородцев: удвоить ВВП столице помогут предприниматели

   Эксперты утверждают, что встать на ноги малому бизнесу в Москве очень сложно, особенно на первом этапе. Дело в том, что московские и федеральные власти, с одной стороны, декларируют, что малый бизнес для развития экономики страны - это наше все, а с другой - федеральный закон о государственной поддержке малого бизнеса лежит без движения в Госдуме уже 4 года.
   О том, нужна ли помощь малому бизнесу, состоялся разговор на "деловом завтраке" в "РГ" с руководителем Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы Михаилом Вышегородцевым. Став куратором малого бизнеса, он пообещал в короткий срок изменить всю систему поддержки малого бизнеса в столице и сделать все, чтобы снять существующие административные барьеры.
   В.: Из бюджета Москвы выделены средства на поддержку малого бизнеса. На что конкретно пойдут эти деньги?
   
О.: Как известно, бюджет столицы больше, чем на треть пополняется за счет малого бизнеса. Именно из его доходов во многом финансируются московские социальные программы. Но и город ему помогает: в этом году, в частности, на комплексную программу по развитию малого бизнеса выделено 1 миллиард 200 миллионов рублей. Для сравнения: из федерального бюджета на поддержку малых предпринимателей во всех регионах России за прошлый год было направлено 1,5 миллиарда рублей, в 2006 году - 3 миллиарда.  138 миллионов рублей пойдет на подготовку и переподготовку кадров, около 30 миллионов - на поддержку предпринимательства в молодежной среде, около 70 миллионов рублей - на информационно-консультационное сопровождение малого бизнеса, еще 30 миллионов - на выставочно-ярмарочную деятельность. Каждый из 10 территориальных центров по поддержке предпринимательства столицы также получит около 9 миллионов рублей в год. Мы финансируем систему межрегиональных маркетинговых центров, занимающихся продвижением продукции на региональные рынки. Более половины от предусмотренной бюджетом суммы будет направлено на возвратную систему кредитования предпринимателей: 500 миллионов - в Фонд содействия кредитованию малого бизнеса, а 230 миллионов - в Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Москвы. Причем в качестве приоритета мы выделяем поддержку малых предприятий в инновационной сфере.
   В.: Почему? Ведь оборот от торговли, которая составляет 60 процентов малого бизнеса, гораздо выше. Вы готовы вложить деньги в «воздушные замки»?
   
О.: Нет, мы вкладываем деньги только в реальные проекты. Мы создаем условия, при которых идеи можно не только выгодно продать на Запад, но и реализовать в Москве, получив солидную прибыль. Например, одобрена разработка нового мотора электрического двигателя, который так уникально устроен, что позволяет поднимать жидкость с гораздо больших глубин, что обычному двигателю не под силу. Неудивительно, что этим проектом заинтересовались нефтяные компании. И это не единственный востребованный научный проект. Немало интересных разработок в IT-технологиях.
   В.: На каких условиях город оказывает поддержку?
   
О.: На условиях конкурентоспособности. Недостаточно прийти и сказать: у меня есть гениальная идея, дайте 250 тысяч рублей - и я ее через год реализую. Такое уже проходили и знаем, что на таких условиях деньги обратно в бюджет не возвращаются. Теперь мы решили создать венчурный фонд, который будет финансировать наиболее перспективные проекты. И что немаловажно: решать, какие из них жизнестойкие, а какие - нет, будут уже не чиновники, а управляющая компания фонда. Основанием для финансирования будут служить расчеты предпринимателя, который презентует свой проект на экспертном совете.
   В.: Ну а те малые бизнесмены, чей проект не прошел конкурс, или занимающиеся другими видами бизнеса, могут на помощь рассчитывать?
   
О.: Да. Но изменился подход к распределению бюджетных средств: я считаю, что бесплатные безвозвратные деньги расхолаживают предпринимателя.
   В.: А как же быть тем, кто начинает с нуля?
   
О.: Это в начале 1990-х в бизнес приходили люди с улицы. Теперь обычно вливаются в уже работающую бизнес-структуру. Но пока мы все же оставляем для малых предпринимателей, делающих в бизнесе первые шаги, запасной вариант - программу "Старт-ап", по которой "нулевому" бизнесмену, работающему в малом бизнесе не больше двух лет, в виде субвенций выделяется по 250 тысяч рублей на открытие своего дела. В год на это уходит около 30 миллионов рублей. Эти деньги для московского бюджета не потеряны - предприятия, получив поддержку, увеличивают объемы налогов, которые поступают во все уровни бюджетной системы.
   В.: В Москве малому предпринимателю без льгот по арендной плате выжить сложно.
   
О.: Может, и сложно, но возможно. Иначе, повторюсь, это уже не бизнес, а богоугодное заведение. Пока льготы по аренде тем, кому они положены, не отменены, несмотря на слухи. В Москве действует постановление правительства Москвы, где прописаны льготы по аренде муниципального имущества и предусмотрено дотирование малых предпринимателей. Но только тех, кто включен в Реестр субъектов малого предпринимательства. Все, кто имеет свидетельства о включении в реестр и арендует муниципальную собственность, платят 50 процентов от стоимости аренды. Льготный коэффициент прописан на три года - до 2008 года, что позволит заранее планировать бизнес в части расходов на аренду помещения. В дальнейшем льготы по аренде, скорее всего, будут сокращаться, так как муниципальных помещений на рынке недвижимости все меньше и меньше, а претендентов, напротив, только больше.
   В.: Зная о том, что срок льготной аренды походит к концу и им грозит выселение, многие фирмы готовы сброситься и выкупить помещения, чтобы не лишиться бизнеса, как часто бывает. Почему им не дают такого права?
   
О.: Можно выкупить, но только по конкурсу и без гарантий для арендаторов, что они выиграют такой конкурс. Но, по информации из Госдумы, дискуссия по этому поводу продолжается, и Комитет Государственной думы по собственности одобрил проект федерального закона, позволяющего добровольно арендатору выкупать арендуемые помещения по рыночной цене без конкурса с рассрочкой платежа до 3 лет. Однако против этого выступило Правительство РФ - будем ждать развязки событий.
   В.: И где же искать место под солнцем надежде нашей экономики - малым бизнесменам?
   
О.: Стратегия города в том, что нужно не высчитывать льготы, а предлагать на выбор несколько вариантов для развития. Первый - соинвестирование строительства бизнес-центров. Это уже готовый проект. К 2008 году, когда отменят льготы по аренде, он может быть реализован. По четырем бизнес-центрам уже выпущены постановления мэра.
   "Пилотный" бизнес-центр на 33 тысячи квадратных метров появится на улице Миклухо-Маклая, рядом с Университетом дружбы народов. Второй центр на 10-12 тысяч квадратных метров построят на улице Тухачевского, 20. Третий - на 16 тысяч квадратных метров - в Южном Бутове. На подходе еще два постановления о строительстве бизнес-оазисов в Марьиной Роще и в Зеленограде. В каждом округе необходимо построить по пять бизнес-центров. В общей сложности для малого бизнеса через пару-тройку лет будет построено около миллиона квадратных метров. Причем город забирает в этих объектах только 10 процентов. Остальные 90 процентов разбирают практически по себестоимости предприниматели, вложившие деньги в его строительство. А Департамент поддержки и развития малого предпринимательства столицы, со своей стороны, оплачивает разработку разрешительной проектно-сметной документации. Фактически, малое предприятие, построив объект, становится его долевым собственником, как в кооперативном доме. Но с одним ограничением: сдавать в субаренду помещения нельзя.
   В.: А перепродавать?
   
О.: Постараемся сделать так, чтобы не перепродавали. Но увы, пока законодательно запретить нельзя. Зато можно создать реестр недобросовестных предпринимателей города Москвы. Те, кто попал туда, больше не смогут участвовать ни в каких бизнес-проектах города.
   В.: Миллиона квадратных метров достаточно для всех?
   
О.: Думаю, что нет. Но есть альтернатива. Скоро презентуем бизнес-проект "Нагатино ЗИЛ", это еще около миллиона квадратных метров площадей, построенных по инвестиционной схеме. То есть офисы будут сдаваться там в аренду по рыночным ценам.
   В.: И где же прикажете взять денег на строительство офиса или на аренду в том же Нагатино? Ведь у малых предпринимателей все средства сразу уходят в бизнес.
   
О.: Взять в банке кредит.
   В.: Но ведь предприниматели жалуются, что в банке не дают без залога большие суммы?
   
О.: Для решения проблемы практически любого малого предприятия в Москве, заключающейся в отсутствии ликвидного залога, в этом году создана некоммерческая организация "Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы". В качестве гарантийного вклада выделим из столичного бюджета 500 миллионов рублей. Эти деньги станут неким залогом для банков, выдающих кредиты фирмам. Допустим, у вас есть желание построить офис, а свободных денег нет, хотя есть бизнес-план, подтверждающий, что ваш бизнес окупаем. В этом случае фонд рекомендует вас банку и выступит перед ним вашим гарантом. Могут быть и другие цели - реализовать, к примеру, удачный бизнес-проект. И в этом случае город через фонд содействия помогает. Но при этом, повторюсь, из цепочки исключается чиновник. Дать кредит или нет - решает кредитный комитет каждого конкретного банка.
   В.: Хлебопеки в Москве буквально взывают к вам о помощи: мол, привозной хлеб заполонил прилавки, столичным пекарям не пробиться к потребителю.
   
О.: Орлу и Питеру удается продавать в Москве свой хлеб. Цены у них ниже, чем у московских хлебопеков. А это закон рынка - у кого дешевле, у того и купят.
   В.: А привести в сектор ЖКХ малый бизнес в силах департамента?
   
О.: Он уже пришел. По статистике, 2 процента предпринимателей освоили эту сферу. Но то, что 15 процентов городского заказа в этом году получил малый бизнес, - серьезный повод для того, чтобы малые предприятия активнее пошли в ЖКХ. Правда, сразу "зачеркивать" ДЭЗы я бы не стал. Если вдруг федеральная власть в образе Госдумы примет новый закон о государственной поддержке малого бизнеса и определит, что к малому бизнесу относятся лишь фирмы, в которых работает до 50 человек, то все предприятия ЖКХ автоматически вылетят из этого сегмента. Кроме того, на одном горзаказе таким фирмам не выжить: нужно оказывать дополнительные услуги. И тем не менее скажу, что удвоить ВВП к 2009 году столица решила именно за счет роста дохода малых предприятий.
   В.: С 1 января принято решение об ограничении торговли ночью крепким алкоголем. Эксперты рисуют мрачные картины разорения магазинов «шаговой доступности». Что вы думаете об этом?
   
О.: Уверен, что префекты выстроят четкую схему выдачи разрешений. И мне кажется, что она должна быть единой для всего города. Допускаю, что, возможно, таксисты начнут торговать палеными напитками, но это будет уже не малый бизнес, а незаконное предпринимательство.
   В.: В чем же их отличие?
   
О.: Малый бизнес невозможно строить без соблюдения законов. Он ассоциируется со стабильностью, с устойчивым средним классом общества. И чем больше собственников, чем больше людей среднего класса, тем устойчивее становится система общественных ценностей. Недаром же поддержку малого бизнеса московские власти намерены предложить в качестве пятого национального проекта.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Российской газеты"