02.03.2006 Инвестфонд поделят на пятерых Регионы и предприятия, желающие получить уже в этом году финансовую поддержку из инвестиционного фонда, должны успеть подать заявку на участие в конкурсе в период с 20 марта по 20 мая. Дату начала первого этапа отбора проектов обнародовал в среду заместитель главы Минэкономразвития РФ Кирилл Андросов на ежегодной конференции Американской торговой палаты в России. Чиновники планируют определить не менее пяти победителей, которые начнут получать финансирование до конца этого года. Однако похоже, что только претенденты знают, чего хотят, чиновники же пока не могут определиться с принципиальной позицией отбора, не говоря уже о конкретных критериях. Напомним, что инвестиционный фонд создан внутри федерального бюджета как самостоятельный источник финансирования «мегапроектов», которые, по мнению государства, бизнесу не потянуть в одиночку. По замыслу министра экономического развития Германа Грефа, автора идеи создания фонда, такой вид господдержки позволит получить максимальный эффект от инвестиционных проектов, чего не удавалось сделать посредством разрабатываемых федеральных целевых программ. Согласно закону о федеральном бюджете на 2006 год, размер инвестфонда составляет 69,7 млрд руб. В последующие годы его объем несколько увеличится: в 2007 г. он достигнет 72,9 млрд руб., а в 2008 г. – 73,2 млрд руб. Все эти средства правительство готово направить на реализацию крупных инфраструктурных проектов, имеющих общенациональное значение, в первую очередь на строительство портов, мостов и дорог. Причем их стоимость не должна быть ниже 5 млрд руб. Не удивительно, что первыми свои претензии на долю в инвестфонде заявили ведомства, отвечающие за инфраструктуру. Минтранс уже давно обозначил круг своих интересов: это скоростной въезд в Москву до комплекса «Москва-Сити», ЦКАД, Западный скоростной диаметр (Санкт-Петербург), автомагистраль Санкт-Петербург – Москва, высокоскоростная железнодорожная магистраль Санкт-Петербург – Москва, аэропорт Шереметьево. Есть идея и у Росстроя, который инициировал строительство трансрегионального водопровода для обеспечения питьевой водой четырех регионов ЮФО. Водопроводная магистраль, которая оценивается в 20 млрд руб., пройдет через Ставропольский край, Волгоградскую область, Республику Калмыкию и Астраханскую область. Все эти проекты планируется осуществлять на основе частно-государственного партнерства, при котором право управления объектом передается частному лицу под контролем государства. По мнению вице-премьера Александра Жукова, доля частных компаний при этом не должна составлять менее 25% от стоимости проекта. Впрочем, в борьбу за средства инвестфонда вступили не только ведомства, но и регионы. Правительство Москвы просит 45 млрд руб. на строительство в городе энергогенерирующих мощностей. Татарстану нужны средства на строительство инфраструктуры будущего комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске. На федеральные средства имеет виды и IT-компания Cognitive Technologies, которая заручилась поддержкой самого Владимира Путина на недавней встрече главы государства с учеными и руководителями производств НИИ измерительных систем имени Седакова. На деньги ИФ компания собирается внедрять свои уникальные разработки. И это далеко не весь список претендентов. Понятно, что средств инвестфонда на всех не хватит. Чиновникам предстоит определить приоритетные проекты, которые принесут наибольшую отдачу. Эксперты подсказывают, что главное при отборе – сохранить баланс интересов государства и бизнеса. Однако в ведомстве Грефа пока еще не определились с перечнем критериев отбора. До сих пор идет процесс согласования, и это за три недели до начала приема заявок. Среди чиновников нет единой позиции даже по принципиальным вопросам. Если Александр Жуков оценивает долю участия бизнеса не менее чем в 25%, то г-н Андросов рассчитывает «на каждый государственный рубль привлечь 5-6 рублей инвестиций». Такое противоречие во мнениях чиновников вызывает недоумение экспертов. «Поучается, что изначальная схема частно-государственного партнерства, где на долю частного сектора приходится 25% инвестиций, трансформируется в обратную пропорцию, где государство владеет долей меньше 25%, – сказал главный экономист ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков. – В таком случае непонятно, зачем государству участвовать в таком проекте. Инвестор, имеющий возможность финансировать 80% стоимости проекта, наверняка найдет оставшиеся 20%, чтобы стать полноправным владельцем. Государство как явно миноритарный собственник даже не сможет осуществлять контроль над этим объектом. Боюсь, что может повториться сказка про вершки и корешки». |