16.03.2006 Россия должна обеспечить хороший инвестклимат для всех типов предприятий Постоянные дебаты о путях экономического развития России можно свести к нескольким острым проблемам, считает Леонид Григорьев, президент Института энергетики и финансов. Удвоение ВВП без модернизации экономики страны было бы грустным достижением. Разумеется, критерием успеха перехода к рынку является восстановление процесса накопления и широкой модернизации. Но через 15 лет становления и 6 лет подъема переходная экономика не может предъявить больших успехов. Мы продолжаем сползать к экономике энергоносителей и полуфабрикатов. Человеческий капитал продолжаем производить, но экспортируем его даром, не обеспечив условий функционирования интеллектуального бизнеса. Очевидна огромная потребность в капиталовложениях в транспортную и энергетическую инфраструктуру, жилищное строительство, необходимо возрождение науки, образования и здравоохранения. Нужно поднимать Дальний Восток. Нельзя сказать, что нет перемен к лучшему. Инвестиционный процесс в стране оживился в последние 5 лет, составив треть от объема капиталовложений 1990 г., - это меньше 20% текущего ВВП (инвестиционный бум - 24% и более ВВП). Внутренняя частная финансовая система демонстрирует высокие темпы роста и неспособность абсорбировать огромные сбережения - 30% ВВП. Большие доходы вызвали оживление в сфере торговли, информатики и связи, транспорта, в экспортных сырьевых отраслях. Но этот уровень все же недостаточен для обновления запущенных систем и модернизации, создания высокотехнологичных и инновационных производств. При огромном перепаде отраслевых норм прибыли сырьевой экспорт, услуги, товары для более состоятельной четверти населения притягивают основные доходы и капиталы. Зависают важнейшие проекты в отраслях, требующих больших и длительных вложений при низкой норме прибыли (инфраструктура и массовое жилье). Инновации тормозятся высокими рисками, административными барьерами и запретительными налогами. Тяжело идут проекты в обрабатывающей промышленности: слишком дорогой кредит, нехватка рабочих рук и масса претендентов на ренту на входе в бизнес, отмечает Л.Григорьев. Благодаря национальным проектам открылась возможность раскачать правительственную рутину и подтолкнуть развитие нескольких ключевых отраслей. Тут начинается клановая борьба за контроль над новыми ресурсами. Фактический размер инвестиционных вложений в стране в 2004 г. составил 2,7 трлн против 16,7 трлн руб. ВВП, а в 2005 г. должен был (по предварительным оценкам) выйти на 3,7-3,9 трлн против 21,3 трлн руб. ВВП. Инвестиционный фонд на текущий год составляет 68 млрд, а все расходы на федеральные целевые программы - около 342 млрд руб., в том числе 40 на НИОКР и 195 на инвестиции. Наивно полагать, что на средства cтабфонда можно просто увеличить инвестиции, вопрос их эффективности принципиально важен. Но и от проблемы обесценивания cтабфонда уйти невозможно: он имеет отрицательную норму доходности после очистки от инфляции. Это не проблема теории - это проблема жизни: что делать со свободными ресурсами, если есть огромный спрос, но нет доверия к механизмам расходования. Финансовый план обещает: расходы федерального бюджета дополнительно вырастут в 2007 г. на 243,8 млрд рублей, а в 2008 г. на 181,2 млрд рублей, в том числе: по приоритетным национальным проектам на 36,6 млрд рублей в 2007 г. и на 38,3 в 2008 г.; по расходам инвестиционного характера на 193,9 млрд рублей в 2007 г. и на 133,9 млрд рублей в 2008 г. Даже с учетом дополнительных расходов задача рационального использования финансовых ресурсов и решения серьезных инфраструктурных проблем, проблем развития и модернизации не снимаются. Масштабы национальных инвестиционных потребностей далеко превосходят возможности cтабфонда и требуют мобилизации финансовых ресурсов и активности как малого бизнеса, так и крупных компаний и государственного бизнеса. Неадекватность финансовой системы резко сдерживает кредит и межотраслевое и межрегиональное переливание сбережений, на чем исторически стоит прогресс рыночной экономики. Недостаточная капитализация банковской системы, слабость страховой и пенсионной стали последним камнем преткновения для вступления в ВТО. «Важно иметь в виду, что государственный (как и частный крупный) бизнес имеет тенденцию глушить остальной. Если мы хотим инновационного развития, надо защищать малый и рискованный средний бизнес от засилья бюрократии и рентоискателей. Возможность сосуществования зависит от намерений властей, законов и характера их выполнения», - уверен президент Института энергетики и финансов. Для обеспечения своей конкурентоспособности Россия должна не только обеспечить хороший инвестиционный климат для всех типов предприятий, но и прибегнуть к крупным национальным проектам, обеспечивающим эффективность отечественной экономики, будь то в области развития инфраструктуры или образования. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Известия" |