20.03.2006  Начат прием заявок на получение средств из инвестфонда

   Объем инвестфонда в текущем году составит 69 млрд руб. Об этом заявил замминистра МЭРТ Кирилл Андросов в ходе совещания в Минэкономразвития на тему "Порядок оформления подачи документов на участие в отборе инвестиционных проектов, претендующих на получение господдержки за счет средств Инвестиционного фонда РФ". Отбор заявок начинается сегодня и продлится до 20 мая. Первое заседание инвестиционной комиссии ожидается в начале июня.
   К. Андросов отметил, что Инвестиционный фонд РФ – это не только инструмент частно-государственного партнерства, но, в первую очередь, средства, предусмотренные федеральным бюджетом для использования в целях реализации инвестиционных проектов. Данная статья федерального бюджета будет содержаться в бюджетах 2007-2009гг.
   Замминистра сообщил, что инвестор будет называться "коммерческим участником проекта". «Задача - инвестировать совместно с инвестором - налагает целый ряд ограничений и обязательств на того, кто будет принимать решение, и на процедуру», - сказал К. Андросов. Говоря об основной отличительной особенности реализации инвестиционных проектов, замминистра подчеркнул, что эти проекты должны быть безубыточными и порождать определенный доход.
   При этом использование средств инвестфонда не ограничивается расходованием средств в течение года. «Мы не ограничиваемся обязательством использовать средства в течение года, - пояснил он. - В конце финансового года они не сгорают, а возвращаются в Минфин, где аккумулируются согласно принципам управления фондом». Неизрасходованные деньги пойдут на увеличение объемов фонда, таким образом, фонд носит накопительный характер и рассчитан на многолетнее финансирование проектов.
   По словам К. Андросова, возникает возможность планировать проекты не на три года, а делать долгосрочное прогнозирование и принимать решение о выделение денег минимум на пятилетний период.
   Замминистра выделил четыре основных направления господдержки из средств инвестфонда: создание инфраструктуры, обеспечение институциональных преобразований, создание и развитие инновационной системы, разработка проектной документации. Согласно этим четырем приоритетным направлениям определяются качественные параметры оценки инвестиционных проектов.
   В отношении источника формирования ивестфонда К. Андросов сообщил, что он будет формироваться из поступлений в бюджет РФ. "Это поступления, обусловленные среднегодовым удорожанием или ценой за баррель свыше одного доллара, которая установлена для формирования доходной части бюджета, - сказал он. - Если раньше этот 1 доллар шел в Стабфонд, то сейчас мы предлагаем забрать его в созданный инвестфонд, который будет являться инструментом госинвестиций".
   Вторым источником формирования инвестфонда могут быть средства, полученные в результате экономии на процентных платежах в случае использования средств Стабфонда для досрочного погашения внешнего долга. Кроме того, предусматриваются источники по распоряжению правительства РФ.
   На 2006г. размер инвестфонда утвержден в суммуе 69 млрд. руб. К. Андросов подчеркнул, что эта сумма может измениться в течение года, но только в сторону увеличения за счет досрочного погашения внешнего долга. На 2007г. заложена сумма 69,3 млдр. руб., на 2008г. - 73,2 млрд. руб.
   По словам замминистра, в Положении об инвестфонде прописаны 3 возможные формы государственной поддержки. Первое - софинансирование на договорных условиях инвестиционного проекта. Речь идет о совместном строительстве, например, объекта долевой собственности.
   В качестве второй формы господдержки К. Андросов выделил направление средств в уставные капиталы юридических лиц. В результате государство получит пакет акций в том или ином акционерном обществе. Средства инвестфонда станут капиталом акционерных обществ, и в дальнейшем инвестиционный процесс будет осуществляться от лица акционерного общества. Третья форма – предоставление государственных гарантий по привлекаемому финансированию.
   Говоря о критериях отбора, К. Андросов выделил несколько их видов. Качественные критерии – это соответствие инвестиционных проектов приоритетам программ развития на среднесрочную перспективу; наличие частного партнера, который является инвестором; невозможность реализации инвестиционного проекта без господдержки; размер общей сметной стоимости проекта не менее 5 млрд руб.; наличие положительных социальных эффектов, а также наличие инвестиционного консультанта.
   По словам замминистра, проекты, которые будут соответствовать качественным критериям, будут анализироваться на предмет соответствия количественным критериям, которые разбиваются на три экономических блока.
   Первое - это критерии экономической эффективности, согласно которым будут анализироваться количественные показатели результатов инвестиционного проекта в формате вклада в рост валового регионального и валового внутреннего продукта.
   Второе: критерии финансовой эффективности затрагивают анализ финансовой модели самого проекта - денежных потоков, порождаемых проектом, чистой приведенной стоимости и внутренней доходности.
   Критерии бюджетной эффективности задекларированы МЭРТ в обязательном обеспечении доходов бюджета в виде налогов, экономии бюджетных средств либо за счет тарифных денежных доходов, которые могут возникнуть как результат эксплуатации объектов инфраструктуры, построенных за счет средств инвестфонда. Совокупность приведенных доходов должна превышать совокупный объем проинвестированных средств.
   Что касается критериев отбора инвестиционных консультантов, то, по словам замминистра, инвестиционного консультанта должен привлекать инициатор проекта – инвестор. В свою очередь МЭРТ может привлекать инвестиционного консультанта для более детального анализа и экспертизы поступивших заявок.
   К. Андросов сообщил, что привлекаемый МЭРТ консультант должен соответствовать более жестким требованиям как в части опыта привлечения объемов финансирования и опыта работы на российской рынке, так и в части того рейтинга надежности, который был присвоен одним из трех ведущих рейтинговых агентств.
   15 марта на сайте МЭРТ был опубликован список консультантов, которые соответствуют требованиям МЭРТ. «Хочу подчеркнуть, что требования МЭРТ более жесткие, поэтому консультанты, попавшие в этот список, точно будут соответствовать требованиям, предъявляемым консультанту для самого инвестиционного проекта», - сказал он, отметив, что данный список не является исключительным и закрытым. Конкурс на отбор инвестиционного консультанта МЭРТ уже объявил. Подведение итогов ожидается 6 апреля.
   В отношении схемы прохождения заявки замминистра сообщил, что инициатор проекта или инвестор, получивший заключение инвестиционного консультанта и положительное решение регионального министерства, направляет в МЭРТ заявку. В свою очередь МЭРТ привлекает Федеральное агентство по управлению ОЭЗ для комплексного анализа заявок. В случае принятия решения о необходимости привлечение внешних экспертов или консультантов МЭРТ осуществляет такую процедуру.
   Комплексный анализ поступившей заявки с учетом всех мнений и экспертиз поступает на заключение инвестиционной комиссии. «Если РосОЭЗ выйдет на отрицательное заключение о невозможности предоставления господдержки по тем или иным причинам за счет средств инвестфонда, то это означает, что данный проект в обязательном порядке будет досмотрен инвестиционной комиссией, которая примет окончательное решение», - заключил замминистра.
   Всего существует три категории решения – рекомендовать проект для рассмотрения на правительственной комиссии, отклонить рассмотрение проекта в силу несоответствия критериям и направить проект на доработку с указанием четких параметров.
   В продолжение темы замминистра сообщил, что после рассмотрения заявки правительственной комиссией, последует принятие решения, которое будет утверждено в форме распоряжения, что будет являться основанием для заключения инвестиционного соглашения, в рамках которого будут выделены средства из инвестфонда.
   Что касается сроков подачи заявок на отбор инвестиционных проектов, то отбор начинается 20 марта 2006 г. Причем первый этап отбора будет конечным – ограниченным 20 мая. Замминистра заявил, что в течение 2 месяцев будет полностью отработана процедура взаимодействия и координации всех соответствующих ведомств. По словам Андросова, МЭРТ сознательно создает для себя условия двухмесячного «дэд-лайна», в течение которого собирается подготовить совокупность экспертиз и анализа инвестиционных проектов для рассмотрения на инвестиционной комиссии.
   «Мы ожидаем проведение инвестиционной комиссии в начале июня, потому что ставим своей целью проведение правительственной комиссии, которая в первый раз примет решение в рамках Петербургского экономического форума 13-15 июня в Санкт-Петербурге», - заявил он.
   После проведения правительственной комиссии МЭРТ планирует объявить дальнейшую процедуру отбора без ограничения по срокам подачи заявок, сделав ее постоянной. Ограничивается только количество заседаний инвестиционной комиссии. «Заседание комиссии будет проводиться не реже одного раза в квартал», - подытожил он.