21.03.2006  МЭРТ нашло инвесторов в Каннах

   В Каннах завершилась выставка коммерческой недвижимости MIPIM. Ее итоги подвел замдиректора департамента инвестиционной политики МЭРТ Дмитрий Левченков.
   В: Кто представлял Россию на MIPIM? Каковы были задачи нашей делегации и чего удалось достичь?
   О:
MIPIM в Каннах – это крупнейшая в мире инвестиционная выставка, посвященная коммерческой недвижимости, она проводится уже 17-й год подряд. На нее съезжаются инвесторы из более чем 80 стран мира. В этом году было заявлено свыше 3 тыс. человек. Россия участвует в этой выставке с конца 90-х годов. Традиционные участники от России – Москва, Санкт-Петербург, а с 2002 года и Краснодарский край, то есть фактически Россию всегда представляли три субъекта федерации. Но в этом году на выставку приехало около 45 субъектов, из них 13 участвовали самостоятельно, со своими стендами, а еще 11 – на стенде «Российские регионы», который организовал МЭРТ. Они представляли свои проекты в сфере недвижимости: строительство гостиниц, офисных и выставочных центров, планы комплексного развития территорий. О результатах пока судить трудно. Но несколько меморандумов было подписано.
   В: Какова в настоящий момент общая картина с привлечением иностранных инвесторов в Россию?
   О:
Работа идет по двум направлениям. Во-первых, мы работаем над нормативной базой по стимулированию инвестиционной активности. Недавно было принято постановление по инвестиционному фонду. В этом году речь идет о сумме 69 млрд рублей. На совещание в министерстве, посвященное вопросам участия в конкурсе, критериям отбора инвестиционных проектов, пришли около 100 потенциальных заявителей, всех желающих с трудом вместил зал. Тендер на подачу проектов по инвестфонду стартовал 20 марта, продлится до 20 мая. В середине июня на Санкт-Петербургском экономическом форуме мы будем подводить его итоги.
   Кроме того, летом прошлого года был принят подготовленный Минэкономразвития России закон о концессионных соглашениях. Механизм концессий уже показал свою эффективность во всем мире, и, по нашему мнению, он может серьезно повлиять на развитие инфраструктуры в России. В конце прошлой недели министерством подготовлены и внесены в правительство РФ соглашения по 14 типовым объектам инфраструктуры в рамках закона о концессиях. Сейчас идет подготовка конкретных инвестиционных проектов в рамках закона о концессиях. Один из них – проект «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге, по которому подготовлена конкурсная документация по выбору инвестора. Общая стоимость проекта – 57,37 млрд рублей в ценах 2004 года. При этом половина объема вложений придется на инвестора, 10,78 млрд рублей из своего бюджета выделит Санкт-Петербург, еще 17,9 млрд рублей – федеральный бюджет.
   В: Г.Греф в январе заявлял, что по проекту особых экономических зон (ОЭЗ) уже есть ряд соглашений с иностранными компаниями, в том числе HP, Sun, Sisco Systems и другими. Было ли что-то материализовано из сказанного, появились ли новые соглашения?
   О:
Агентство по ОЭЗ очень активно работало на MIPIM. Было проведено ряд двусторонних встреч с иностранными компаниями. В том числе речь идет и о компаниях, занимающихся инновационными технологиями.
   В: Если посмотреть на проект ОЭЗ глазами иностранных инвесторов, какие плюсы и минусы они видят? Что их не устраивает?
   О:
Плюсов, конечно же, больше, чем минусов. Это и обустройство территории устроителями ОЭЗ, и создание льготного налогового режима, и разработка инфраструктуры. Кто-то уже принял решение, например Electrolux, кто-то еще думает. Причем компании ориентируются не только на внутренний российский рынок, но и на реэкспорт. У нас есть ряд преимуществ по сравнению с производством на Западе, например дешевая электроэнергия. О недостатках говорить рано, поскольку механизм еще только запускается. Пока основное требование инвесторов к правительству – сделать экономические условия более льготными.
   В: Были ли случаи, когда иностранный инвестор, с которым мы вели переговоры, отказывался от участия в ОЭЗ?
   О:
Нет. Таких случаев не было. Зато были наши отказы. Так, концерн Volkswagen  рассматривал возможность создания вблизи Москвы сборочного производства и был заинтересован разместить производство на территории ОЭЗ. Однако заявка Московской области по созданию ОЭЗ не была достаточно проработана и не прошла по конкурсу в прошлом году.? Переговоры с VW активно продолжаются. Ожидается, что в апреле компания примет окончательное решение по срокам строительства завода в России.
   В: Каковы планы дальнейших действий МЭРТ по привлечению иностранных инвесторов?
   О:
В мае мы будем участвовать в собрании управляющих банка ЕБРР, одного из крупнейших инвесторов в Россию (объем его инвестиций – больше 1 млрд евро в год), Лондонском форуме. Крупнейшим международным событием, мы надеемся, станет Санкт-Петербургский экономический форум 13–16 июня, с этого года серьезно изменивший свой формат. Он должен стать одним из ключевых пунктов нашей работы по улучшению имиджа России. Если посмотреть, например, иностранные телеканалы, то можно понять, что о России идет в основном негативная информация. Так что еще одна основная наша задача – донести до мировой общественности, международного бизнеса информацию о том, что в Россию можно и нужно инвестировать.