26.03.2006 Новосибирск: лизинговые компании ждут малый бизнес Рынок лизинга в Новосибирске меняется: конкуренция между лизинговыми компаниями обостряется, объем и количество сделок в прошлом году по сравнению с 2004 годом выросли в разы. При этом предприятия малого и среднего бизнеса стали активно использовать лизинг не только для приобретения автомобилей, но и для покупки оборудования для производства и оказания услуг. Оценивая рынок лизинга в Новосибирске, лизинговые компании отметили наиболее характерные для 2005 года тенденции. Так, руководитель группы лизинговых операций Новосибирского филиала «КМБ-Банка» (ЗАО) Павел Елисейкин заметил, что малый бизнес стал более активно использовать лизинг как инструмент привлечения основных средств. Портфель банка в части лизинга по Новосибирску за 2005 год увеличился в два раза. Изменилась структура объектов лизинга: если раньше в основном в лизинг приобретались автотранспортные средства, то на сегодняшний день чаще всего в лизинг приобретается оборудование, которое используется как в сфере услуг, так и в производственных отраслях. Рост конкуренции между лизинговыми компаниями приводит к постепенному снижению стоимости лизинговой сделки для клиентов. При рассмотрении заявок компании становятся более гибкими, увеличивают объем возможного финансирования, снимают ограничения по количеству сделок для одного клиента, рассказал П. Елисейкин. Руководитель компании ООО «Первый лизинговый брокер» Алексей Цирельников среди новых особенностей российского рынка назвал появление реальной конкуренции между лизинговыми компаниями. «Причины: оздоровление экономики, увеличение спроса, приумножение капиталов и, как следствие – расширение географии. Конкурировать по ставкам на лизинговом рынке становится все сложнее, поэтому соперничество между компаниями смещается в область качества и скорости обслуживания. А потенциальные потребители учатся доверять лизингу», – сообщил собеседник. В развитии рынка лизинговых услуг игроки выделили несколько тенденций, которые будут только усиливаться в этом году. Первая – рост интереса столичных компаний к регионам и прежде всего к отраслям, где сосредоточена добыча и переработка природных недр. Вторая – расширение ассортимента приобретаемых автомобилей и переход от лизинга – преимущественно автомобилей представительского класса – к финансовой аренде машин среднего класса. Третья тенденция – развитие микролизинга, то есть снижение средней суммы сделки, а также расширение спектра лизингополучателей, вплоть до физических лиц. Четвертая – постепенное развитие лизинга коммерческой недвижимости, что может стать основой качественного расширения бизнеса для малых и средних предприятий, а также даст предприятиям, уже имеющим в своем активе недвижимость, получить дешевое и длинное финансирование через схему возвратного лизинга. В то же время старший менеджер ЗАО «Новониколаевская лизинговая компания» Анастасия Жаркова выразила сомнение в том, что на лизинговом рынке Новосибирска существует конкуренция. Лизингополучатели в основном обращаются к тем лизинговым компаниям, которые предлагают более дешевый лизинг. Если говорить о лизинговых компаниях при банках, то в данном сегменте рынка конкуренция отсутствует полностью. У банков дешевые ресурсы и финансовый анализ клиентов проводится самим банком. А те компании-лизингополучатели, которые не проходят по критериям ЦБ РФ, могут обращаться в самостоятельные лизинговые компании, которых тоже немало, подчеркнула А. Жаркова. Отраслевая принадлежность лизингополучателей также расширяется. П. Елисейкин отметил, что наибольшее количество сделок приходится на транспортные компании. Также активно используют лизинг типографии, небольшие мебельные производства, предприятия сферы услуг. Руководитель новосибирского филиала ЗАО «ДельтаЛизинг» Елена Дергач добавила, что отраслевой диапазон сделок очень широк и включает как салоны красоты, торговые, пищевые и полиграфические организации, так и предприятия, использующие тяжелую строительную технику и высокотехнологичные комплексы по производству окон ПВХ. Сроки и цена лизинговых сделок у лизинговых операторов достаточно сильно разнятся. Стандартные сроки, на которые оформляется лизинговая сделка, колеблются от 2-3 до 5-7 лет. При этом, как отмечают в компаниях, на сроки влияет вид оборудования – технологическое или автотранспорт. На цену лизинговых сделок также влияет тип оборудования или автотранспорта, а также валюта договора лизинга и срок оформления сделки. Набор документов, который предоставляет лизингополучатель для заключения сделки, обычно включает для юридических лиц и ПБОЮЛ юридические документы, подтверждающие регистрацию предприятия, основные финансовые документы, подтверждающие финансовое состояние фирмы. Частным лицам достаточно представить паспорт и другой документ, удостоверяющий личность (страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; заграничный паспорт и (или) водительское удостоверение, военный билет, удостоверение личности офицера); ИНН; свидетельство о государственной регистрации права на имущество (при наличии имущества, подлежащего регистрации). Объект лизинга обязательно страхуют. Страхователем сделки может выступать как лизингополучатель – за счет собственных средств, так и лизингодатель с включением стоимости страхования в лизинговые платежи. Когда лизиногополучатель страхует предмет лизинга самостоятельно, страховую компанию для этого определяет лизингодатель. Чаще лизинговая компания заключает со страховщиком генеральное соглашение, специально разработанное для страхования рисков по имуществу, переданному в лизинг. Условия этого соглашения позволяют максимально защитить интересы лизингополучателя и закрыть при этом максимально возможные страховые риски. К тому же ставки по страхованию для лизинговых компаний, как для оптовых покупателей страховых услуг, существенно ниже, чем для разового клиента. Но размер страховых выплат лизинговые компании обычно определяют индивидуально для каждой сделки. Участники рынка полагают, что в 2006 году будет наблюдаться увеличение объемов лизинговых сделок, особенно в промышленности. «Рост интереса индустриальных предприятий к финансовой аренде, – полагает А. Цирельников, – обусловлен прежде всего сильным износом оборудования. Особенно высокий спрос на лизинг ожидается в промышленном комплексе, строительстве, грузовых перевозках, авиации, деревообрабатывающем и бумажном производстве, а также при приобретении легковых машин», – заключил А. Цирельников. При этом главной причиной успешного развития этого инструмента в России являются неналоговые льготы, низкорисковый характер лизинга. Это обусловливает привлекательность лизинга для среднего и малого бизнеса. Специфика лизинговых схем такова, что требования к лизингополучателям, как правило, ниже, чем к тем, кто обращается за банковским кредитом. Поэтому для многих средних и малых предприятий, особенно полулегальных, лизинг становится фактически единственным инструментом финансирования. Лизинг привлекает их тем, что позволяет легализовать бизнес, не увеличивая или незначительно увеличивая налоговую нагрузку. Ведь добавленная стоимость, направленная на выплату лизинговых платежей, включается в состав себестоимости. А. Цирельников уверен, что именно за счет среднего и малого бизнеса рынок лизинга имеет хорошие перспективы для быстрого и устойчивого развития. Во-первых, темпы роста таких предприятий опережают темпы роста как ВВП, так и крупных компаний. Во-вторых, лизинг представляется единственным или почти единственным инструментом финансирования для теневых предприятий, каковыми являются большинство фирм малого бизнеса, констатирует он. П. Елисейкин согласен с тем, что увеличение объема сделок будет происходить за счет малого и среднего бизнеса. «В планах банка активная поддержка малого и среднего бизнеса посредством лизинга. В частности, работа по лизингу автобусов в связи с изменениями порядка использования общественного транспорта в Новосибирске», – заметил П. Елисейкин. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Эпиграф" |