29.03.2006  Москва: метрополитен готов работать с частными инвесторами

   «Метрополитен, как любой пассажирский транспорт, - прибыльный бизнес, если заведомо его не делать убыточным», - считает руководитель Московского метрополитена Дмитрий Гаев. Для этого, по мнению главы метрополитена, нужно, чтобы в отрасль пришел частный капитал. «Мы готовы работать с частными инвесторами», - заявил Д.Гаев на «деловом завтраке» в «Российской газете».
   В: А частные инвесторы в столице не созрели вкладываться в развитие метро?
   О:
В мировой практике есть прекрасные примеры частно-государственного партнерства. Метрополитен Гонконга не так давно стал публичной акционерной компанией, его акции котируются на бирже. В Сеуле, например, мирно сосуществуют два метрополитена - один государственный, другой - акционерное общество, частный метрополитен. Или возьмем Токио. Часть линий там является акционерными обществами. Можно вспомнить и Лондонский сабвей. Прекрасный легкий метрополитен, который примерно 10-12 лет назад начала строить одна частная компания, вложившая в него собственные средства. Теперь она осуществляет эксплуатацию этой линии.
   Московский метрополитен тоже имеет подобный опыт - при строительстве второго выхода на станции "Маяковская". Частная компания перечислила порядка 12 процентов от необходимой для строительства суммы в бюджет города и потом получила права арендовать участок.
   Сейчас рассматриваем еще три проекта, весьма привлекательных для частных инвесторов.
   В: Какие именно?
   О:
Это пока коммерческая тайна, хотя один из примеров я приведу. В Мякининской пойме появится станция "Мякининская". Построить ее планируется за счет инвестиций Московской области и частного инвестора. Осталось подписать некоторые документы, провести согласование между двумя правительствами - Москвы и Подмосковья.
   Мы готовы работать с частными инвесторами. Но, к сожалению, уже более трех лет в Думе рассматривается закон о концессиях, который никак не примут. А ведь метрополитен, как любой пассажирский транспорт, - прибыльный бизнес, если заведомо его не делать убыточным.
   Например, в прошлом году мы выложили в виде налогов более 600 миллионов рублей. Различные компании и инвестиционные фонды готовы вкладывать в московское метро свои средства. Проблема состоит лишь в том, что это должны быть "длинные" деньги со сроком окупаемости от 17 до 25 лет. Российский бизнес не готов к "длинным" деньгам.
   А западный - готов. Но ему нужны гарантии, среди которых, помимо закона о защите иностранных инвестиций, конечно, должен быть закон о концессиях. Именно по концессиональному принципу сейчас развиваются метрополитены в Юго-Восточной Азии, Южной Америке. Это стратегический путь. И дай бог здоровья законодателям, чтобы они быстрее приняли этот закон, тогда и появится возможность привлекать частные деньги.
   Объявим подписку на акции новых линий Московского метрополитена. Если даже каждый из 2 миллиардов 600 миллионов пассажиров, которых московское метро перевезло в прошлом году, купил бы акций всего на один рубль, то на развитие метрополитена добавилось бы 2,6 миллиарда рублей инвестиций.
   В: И тарифы повышать не будете?
   О:
Не будем. Мы их и не повышаем. Просто приводим в соответствие с инфляцией. И если не будет резкой инфляции или еще чего-то непредсказуемого, то я не вижу острой необходимости менять тариф и в будущем году.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Российской газеты"